Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

«История одного гранта», или Как Максим Мищенко свою невиновность доказывал

Последнее перед прениями сторон заседание в Новомосковском городском суде состоялось в четверг, 16 февраля. На этот раз обвиняемый на пару с Геннадием Ефимовым в хищении правительственного бывший депутат Госдумы Максим Мищенко пришел в гражданском. Один камуфляжный рюкзак напоминает о том, что экс-замминистра внутренней политики Тульской области сейчас находится на службе.

Сегодня его очередь доказывать суду свою невиновность – дальше только прения сторон и приговор.

Корреспондент ИА «Тульская пресса» провел несколько часов в зале судебных заседаний и узнал из первых уст о том, с чего все начиналось и чем закончилось – по словам Максима Мищенко.

Без свидетелей

Хорошо, что есть протоколы допроса свидетелей – если бы государственный обвинитель не зачитал один из таких, мы бы не узнали о том, кто занимался проверкой и пересылкой договоров после того, как НКО Геннадия Ефимова получила правительственный грант.

В последний раз найти Диану Ворожейкину, знакомую с Максимом Мищенко еще по со времен ее студенчества, не удалось – сотрудники УФССП выяснили только то, что по месту прописки свидетеля нет, и в суд вызывать некого, поэтому слушаем протоколы двух допросов.


Диана Ворожейкина, по ее собственным словам, помогала Максиму Мищенко по дружбе, и о мошенничестве, в котором обвиняют ее друга, ничего не знала.

Судя по показаниям Дианы, Максим Мищенко просил ее проверять договоры оказания услуг между «Союзом Защиты Инвалидов и Участников Ликвидации Последствий Аварии на Чернобыльской АЭС» и ООО «Альянс», а также пересылать их сторонам.

Ворожейкина объяснила следователю, что все договоры уже были заполнены – в них были и реквизиты, и суммы. Не предупреждали «проверяющего» и о том, что мероприятия, организовать которые и была должна компания «Альянс», проводить не планировали.

Можно было бы свести показания свидетеля к одной фразе «ничего не знала – только проверяла», причем, бесплатно – во имя дружбы , если бы не дополнительный допрос, протокол которого также был озвучен.

Все дело в показаниях Ворожейкиной, касающихся конференции «России молодой» в подмосковном пансионате «Русь» в 2013 году – в первый раз Диана подтвердила, что была там, но на дополнительном допросе напрочь об этом забыла.

Точнее, вспомнила, что никогда там не была, несмотря на то, что в списках есть ее имя.

Кроме показаний Дианы Ворожейкиной суду зачитали и протокол очной ставки Геннадия Ефимова и руководителя ООО «Альянс» Александровой – именно ее компания и должна была организовать конференцию для чернобыльцев за те самые правительственные деньги.

По словам Александровой, после передачи средств, со стороны Геннадия Ефимова ничего не было подписано, на звонки он не отвечал. Тогда Александрова предложила вернуть деньги, ведь фактически договор не был выполнен.

По словам свидетеля, Ефимов попросил немного подождать, но к сентябрю 2015 года «дело не сдвинулось» и Максим Мищенко дал отмашку – возвращать деньги на счет «Союза».

Всего компания «Альянс» вернула на счет НКО 923 тысячи рублей, отметила Александрова.

К слову, показания и этого свидетеля тоже менялись – в начале очной ставки она утверждала, что многократно и безуспешно звонила Ефимову, а после согласилась, что, возможно у нее просто был неверный номер.

История дружбы и предательства

Именно такую ассоциацию навевает подробный рассказ Максима Мищенко — стоящий перед судьей обвиняемый прекрасно владеет ораторским искусством, и слушать его действительно интересно.

По словам Мищенко, Геннадий Ефимов «нашел» замминистра сам – попросил о встрече и рассказал о ситуации в региональном чернобыльском движении и возможной отмене чернобыльских льгот.

По просьбе адвоката, Максим Мищенко перешел к обстоятельствам по самому гранту.

«Я понимал, что НКО – мой функционал. Право на получение льгот нужно отстаивать, а для это нужны люди.

Я понимал, что Ефимов – тот человек, который мне нужен. Тогда готовились к годовщине (аварии на Чернобыльской АЭС, прим. редакции). Я предложил ему перейти на «первые роли» и «перетянуть» основную повестку.

Сам ездить с Ефимовым я не мог, поэтому попросил Анну Алферову, с которой был давно знаком, помочь Ефимову», — рассказал Мищенко.

По его словам, когда Ефимов и Алферова начали ездить по районам Тульской области, выяснилось, что финансовой поддержки у «Союза Защиты Инвалидов и Участников Ликвидации Последствий Аварии на Чернобыльской АЭС» не было – не хватало даже на бензин.

Именно тогда, как рассказал экс-замминистра, Геннадий Ефимов, попросил о помощи.

«Тогда я не знал, что у Ефимова уже есть опыт работы с грантами и предложил участвовать в конкурсе.

Он дотянул до последнего, пришлось заполнять заявку самому – взял шаблоны по «России Молодой», «причесал», подогнал и переправил Ефимову в качестве образца. Тогда же выяснилось, что и людей у него немного, и я понял, что Ефимова нужно «накачивать». Он был рад, что хоть кто-то ему помогает», — сообщил суду Мищенко.

На вопрос адвоката, были ли нарушения во время проведения самого конкурса на получение гранта, и просил ли Ефимов оказать поддержку, Максим Мищенко ответил уверенным «нет».

«Ефимов попросил один миллион при условии софинансирования в размере 400 тысяч рублей, но дали меньше», — пояснил обвиняемый.

По словам Максима Мищенко, он посоветовал Геннадию Ефимову делать все так, как когда-то делал он сам, будучи главой движения «Россия молодая», а именно, тратить деньги на выезды и конференции.

«Конференцию не провели в том числе и из-за конфликта с Ефимовым, но мы ее планировали. Я говорил всем «своим» ребятам – есть герой, его надо «накачать», делать из него звезду»

По словам Мищенко, конфликт между ним и вторым обвиняемым произошел из-за московских ярмарок.

«По традиции, в неформальной обстановке я встречался с представителями НКО. Мы общались, я говорил, что нужно объединять усилия, было решено создать ресурсный центр развития НКО.

В один из таких дней Ефимов привел своего друга, который предложил организовать ярмарки в Москве. Ефимов – мой герой, и когда его друг предложил схему проведения ярмарок, я ее поддержал. Мне предлагали долю, но я отказался», — рассказал Мищенко.
По его словам, после того, как организация Ефимова начала курировать ярмарки, все и изменилось – замминистра узнал, что на ярмарках представлено мало тульских товаров и пригрозил «прикрыть» ярмарки.

«Он сказал, что потратил 60 тысяч из гранта на себя – государственные деньги пошли на личные нужды. Я ему занял 333 тысячи, но он мне их так не отдал. В итоге, из правительственного бюджета деньги не пропали: я себе присвоил «минус 333 тысячи», а Ефимов оказался «в плюсе» на 120 тысяч», — пояснил Мищенко и обратился к Ефимову, сидящему в том же зале:

«Я помогал вам всеми силами, а вы поступили так – оговорили, еще и деньги не вернули»

Также Мищенко заявил, что к компаниям, на счета которых переводились деньги правительства Тульской области, он не имел никакого отношения и не мог вывести средства.

Вопросы суда

Однако, стройный рассказ, обильно приправленный метафорами, «споткнулся» после вопроса судьи – знал ли Мищенко о том, что у Ефимова нет денег на софинансирование гранта.

«Четыреста тысяч — это больше, чем необходимые 25% софинасирования, вы спрашивали у Ефимова, есть у него такие деньги?», — задала прямой вопрос судья Елисеева.

«Знал, что нужно выиграть грант. Победа здесь и сейчас. Мне было известно, что у Ефимова в баке нет бензина, а сколько денег у организации на счету — нет», — ответил в итоге экс-депутат.

Последней темой, интересовавшей суд, был вопрос о пансионате «Русь» — том самом, о котором забыла Ворожейкина.

Судья рассказала, что главный бухгалтер подмосковного пансионата отрицает проведение конференций «России молодой» в 2013 году, более того, «Русь» не может разместить заявленное в документах число участников.

Максим Мищенко затруднился прокомментировать этот вопрос, однако отметил, что у него есть фото.

У Максима Мищенко есть фото, а у защитников и обвинения есть время до 28 февраля – именно тогда пройдут заключительные прения сторон. Развязка близка – скоро суд вынесет приговор по коррупционному делу Мищенко и Ефимова.

ИА «Тульская пресса» продолжает следить за развитием событий.

 

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний