Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Ювенальная юстиция.

В России снова будут Павлики Морозовы? В России идет горячая полемика по поводу инициативы введения института ювенальной юстиции. В отдельных регионах ювенальные суды уже начали свою работу, в других – пока только проводятся всевозможные встречи и круглые столы на эту тему, а в третьих уже прокатилась волна акций протеста. Эксперты разделились на два четких лагеря – «за» и «против». Почему этот вопрос вызывает настоящий шквал негодования у одних, и заставляет других горячо отстаивать свое мнение?

Вообще, ювенальная юстиция — это система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребёнка. Реализуется в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека.

Идея ювенальной юстиции в разных формах реализована в большом числе государств. В отдельных государствах ювенальная юстиция является частью системы, занимающейся вопросами семьи и правами детей в самом широком смысле.

Как отмечает Всероссийский информационный портал «Ювенальная юстиция в России», первый российский ювенальный суд был открыт в Таганроге еще в марте 2004 года. Сегодня ювенальные суды функционируют в Ростовской, Липецкой, Владимирской областях, в Камчатском крае и во многих других субъектах. Но пока без соответствующего закона. Правительству остается только узаконить эту инициативу.

В начале июня в Москве по инициативе Общественной палаты РФ состоялась Всероссийская конференция по юстиции, в рамках которой прошли круглые столы на эту тему. Было отмечено, что проблема создания специального ведомства, которое могло бы заниматься исключительно подростковой преступностью и наркоманией, детским неблагополучием и защитой прав детей, обсуждается уже несколько лет.

Изменение тематического законодательства по части ювенальной юстиции – правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних – представляется очевидным. Олег Зыков, член Общественной палаты РФ, инициатор лоббирования ювенальной юстиции в России, заявил, что общество не стало дожидаться государственных инициатив, но видит реальную проблему и старается решить ее своими силами: «Мы, так же, как и люди в управленческой среде, должны перестать дискутировать и принять конкретные меры, чтобы позволить, наконец, нашей судебной системе по-настоящему защищать наших детей». Елена Дозорцева, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского и декан факультета юридической психологии МГППУ рассказала о созданном четыре года назад факультете юридической психологии и о том, что в будущем году на нем открывается кафедра ювенального права, выпускники которой будут заниматься исключительно несовершеннолетними правонарушителями.

На той же конференции Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству, так обозначил свою точку зрения: «Мы должны признать, что еще не сумели пока достаточно проанализировать систему работы с детьми в Российской Федерации. И не знаем точно, как расходуются средства, выделенные на такие нужды, скольким детям это действительно помогло вернуться в нормальную жизнь». Депутат предложил прежде, чем принять закон, создать конкретную концепцию и доработать все пункты закона в соответствии с ней.

Среди противников ювенальной системы – и депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина. Выступая на круглом столе «Законодательное обеспечение безопасности труда и жизни граждан Российской Федерации», она заявила, что главное, от чего страдают сегодня российские дети — это лицемерие власти. «Под предлогом защиты интересов детей в России формируется институт ювенальной юстиции, который может нанести непоправимый удар по семье и детям. Мы будем бороться против насаждения в России этого института и призываем вас в ряды бойцов», — отметила Останина.

Главным же противников ювенальных судов в России остается, пожалуй, церковь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с духовенством Тверской и Кашинской епархии, состоявшейся 1 июля в Тверской областной филармонии, отметил: «Церкви вместе с определенными общественными силами сейчас удалось убедить, в частности, очень многих депутатов в том, что ни в коем случае не следует переносить в российское законодательство некоторые нормы ювенальной юстиции, содержащиеся в западном праве, потому что применение этих норм — как в других странах, так и у нас — оборачивается человеческими трагедиями и, что самое главное, разрушается само понятие святости и неприкосновенности семейной жизни. Но, с другой стороны, мы с вами хорошо знаем и о многочисленных случаях издевательства над детьми, когда разрушается психика детей, когда дети лишаются самого необходимого, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Поэтому, не перенимая чужие стандарты ювенальной юстиции, не посягая на фундаментальные права семьи, нам всем вместе нужно подумать о том, как защитить детей от посягательства больных, ненормальных или потерявших совесть родителей или опекунов».

Поддержал Патриарха и сотрудник миссионерского отдела Тульской епархии Валерий Отставных. На минувшей неделе в эфире программы «Тульский разворот» радиостанции «Эхо Москвы в Туле» он заявил следующее: «Есть же инспекции по делам несовершеннолетних и другие органы. Они не работают? Зачем создавать новые институты, когда неэффективно работают старые? И, конечно, возможны и провокации со стороны детей. То есть ребенок всегда может прибегнуть к шантажу родителей, к угрозам, для того чтобы добиться какой-то своей цели.

То есть все сводится к тому, что государство может через детей воздействовать на родителей».

Вообще, смысл опасений религиозных людей, по словам Отставных, заключается в том, что семья рассматривалась в любых религиях как маленькая церковь, а ее создание – как таинство. Семья строилась на взаимной ответственности детей и родителей. И взаимоотношения внутри семьи не выводились в юридическую плоскость. С введением же ювенальной юстиции дети получают возможность вести в суды своих же родителей. «Сразу вспоминаются слова Христа о последних временах, когда он говорит: «И восстанут дети на родителей своих и умертвят их», — отметил Отставных.

Более нейтральную точку зрения высказала председатель профильного комитета Тульской областной Думы Галина Фомина: «На самом деле, понятие ювенальной юстиции имело место быть в начале 20 века. В ряде регионов эти институты введены, и мы уже, анализируя полемику в средствах массовой информации, можем сказать, что есть и плюсы, и минусы. Сегодня больше противников, которые считают, что это нововведение разрушает святая святых – и без того некрепкую российскую семью. Сегодня в ряде республик, где уже введен этот опыт, отмечают, что система работы с подростковой преступностью должна формироваться на основе собственного российского опыта. Мы иногда слепо смотрим на запад, стараемся принимать аналогичные нормативные документы.

С другой стороны, существующая сегодня система поддержки семьи, материнства, детства, и тех детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации, совершают преступления, она сегодня несовершенна. И поэтому к вопросу ювенальной юстиции нужно подходить вдумчиво и принимать те законы и решения, которые будут работать во благо».

Итак, позиция сторонников ювенальной юстиции: «Защитим наших детей по-настоящему» пока смотрится весьма размыто. Непонятно, как именно ювенальные суды помогут защищать по-настоящему. Уж слишком широко и пока не ясно, как будет выглядеть механизм защиты детей без затрагивания интересов и без ущемления прав родителей. Позиция противников понятна и близка русской душе: весь сор – в избе, а без порки нормального человека не вырастить — вот и вся система воспитания. И нечего лезть в семьи – там, дескать, и без посторонних разберутся.

Опросы корреспондентов «Эхо Москвы в Туле» на улицах областного центра показали, что туляки вообще пока в большинстве своем не знают, что такое ювенальная юстиция и слышать не слышали про инициативу ввести в России ювенальные суды. Что ж, услышим, если система будет введена и начнет работать. Вот тогда, наверное, и станет понятно, стоило ли вмешиваться во взаимоотношения детей и родителей или же семья — это и правда отдельное государство. Со своими законами и своей юстицией.

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний