€ 00,00
$ 00,00
Тула 0 °C

Грызлов: Мы будем уделять особое внимание модернизации Вооруженных сил

Грызлов: Мы будем уделять особое внимание модернизации Вооруженных сил

Спикер Государственной Думы, лидер тульского списка «Единой России» Борис Грызлов опубликовал статью :Российская оборонка: второе дыхание». В ней Грызлов описывает этапы модернизации вооруженных сил, а также обозначает проблемы, которые, в частности, могут возникнуть при размещении государственного оборонного заказа. ИА «Тульская пресса» приводит полную версию статьи Бориса Грызлова.

Еще вчера наша оборонка выживала почти исключительно за счет зарубежных заказов. Сегодня ситуация кардинально иная. В ближайшее десятилетие на госпрограмму вооружений выделят беспрецедентную сумму – 20 трлн. рублей.

Оборонный заказ уже стремительно растет. Если в том году на закупку и модернизацию вооружений, НИОКР и т.д. выделялось порядка 0,5 трлн. рублей, то в этом – в полтора раза больше.

Увы: с размещением и исполнением заказа есть проблемы. Минобороны сетует на завышение предприятиями ОПК стоимости уже подписанных контрактов и срыв сроков их исполнения. Оборонщики объясняют это поздним заключением и авансированием контрактов. Это вынуждает их брать банковский кредит, процент по которому автоматически удорожает себестоимость заказанной продукции.

Для меня при этом несомненны лишь две вещи.

Первая: других военных заводов у нас нет, и они не худшие, что есть в нашей промышленности и не последние, судя по экспорту, в мировом производстве вооружений. Иное дело, что для сохранения и развития своего потенциала им как воздух нужна реновация.

И вторая вещь: нужна правовая база, исключающая саму возможность подобных разногласий заказчика и исполнителя и делающая гособоронзаказ действенным инструментом стимулирования такой реновации.

Переломить ситуацию позволит готовящийся законопроект по переводу взаимоотношений обеих сторон на федеральную контрактную систему. При этом исполняющую сторону будет представлять объединенное некоммерческое партнерство предприятий ОПК. Помимо разработчиков, производителей и эксплуатирующих организаций в него могут войти и компании, занимающиеся утилизацией военной продукции.

Такая система не только сделает прозрачным размещение заказа, но и заблаговременно централизованно обеспечит весь технологический цикл военной техники от проектирования и обслуживания до модернизации и утилизации. Одновременно это послужит воссозданию порушенной в 1990-х советской системы внутриотраслевой кооперации и конкурсов проектов в ОПК (такая схема оборонзаказа признавалась Западом эффективнее американской).

Плюс к этому надо законодательно же закрепить стопроцентную предоплату, даже по контрактам со сроком исполнения больше года. Идеальный вариант – контракт заключается в декабре, и не позднее первого квартала завод получает аванс и приступает к работе. Собственно, такую задачу уже ставил Владимир Путин, хочу дать точную цитату: «В 2012 году заказы, авансовые и другие платежи в полном объеме должны быть доведены до предприятий не позднее марта». При этом рентабельность работы предприятий ОПК должна быть не ниже 15%.

Уровень рентабельности госзаказа – ключевой для его исполнителя фактор. Никакие предоплаты не дадут эффекта без решения принципиального вопроса ценообразования. При фиксированной цене заказа рентабельность предприятия ОПК весьма проблематична. Цены-то на ресурсы, что требуются заводам для производства техники, определяются рынком, и все время растут.

Стоимость готовой военной продукции должна определяться формулой «цена плюс инфляция» (с условием, конечно, что производители этой продукции открывают структуру ее себестоимости). При этом, чтобы исключить форс-мажор из-за разового поднятия цен смежниками, им надо устанавливать тот же дефлятор (в размере не больше той же годовой инфляции), что и производителю готовой продукции. А иначе у того никогда не будет денег на развитие.

Так что, пока оборонка будет метаться между свободными отношениями с другими субъектами рынка и фиксированной ценой госзаказа – развития она не получит, и решать эту дилемму надо на основе компромисса интересов государства и производителей оборонной продукции. Первому нужна новая техника для переоснащения армии, вторым, помимо удержания и привлечения кадров, нужны еще и соответствующие НИОКР и оборудование для производства такой техники.

Износ основных фондов предприятий отрасли в целом по России уже  порядка 70%. А обновление парка не превышает 1% (на Западе этот показатель составляет 15%)! В результате страдает качество даже выпускаемых сейчас изделий. А ведь войскам нужна принципиально новая техника. К 2020 году доля современных образцов вооружения в войсках должна достичь 70%. Создавать такие вооружения в необходимых количествах на устаревшем оборудовании невозможно.

Убежден: российский ОПК способен выпускать конкурентоспособную технику при соответствующей поддержке.

Вопрос в инструментах такой поддержки. Одним из них станет программа модернизации ОПК с объемом финансирования 3 трлн. рублей. Эти средства пойдут, прежде всего, на переоборудование предприятий. Чтобы они могли претендовать на выполнение заказов и реально исполнять их. С соответствующим созданием привлекательных высокооплачиваемых рабочих мест. Предстоит провести коренную модернизацию в общей сложности 1700 предприятий. Задача, по масштабу сравнимая разве что с индустриализацией страны первой трети прошлого века.

При этом приоритетным является создание прочного научно-технического задела для разработки инновационных технологий в оборонке. Поэтому каждый пятый рубль из общего объема финансирования пойдет на проведение НИОКР. И неслучайно: именно через эту систему традиционно во всех странах оборонные инновации стимулируют развитие высокотехнологичных отраслей.

В развитии ОПК нет второстепенных звеньев. По словам Владимира Путина, «и государственная программа вооружений на 2011-2020 годы и наши планы по обновлению ОПК, промышленности в целом – вещи, абсолютно связанные друг с другом. Если мы допустим сбой в каком-то звене из этой цепочки, неизбежно пойдут сбои и по всей цепи».

Так что государство, безусловно, будет инвестировать в обновление оборонных предприятий, подготовку кадров, инновационные, технологические заделы, способные стать базой для качественного роста всей национальной экономики.

Безусловно, мы будем уделять особое внимание и вопросам модернизации самих Вооруженных Сил. Люди – главное. Именно они являются носителями и хранителями славных воинских традиций России.

Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.