Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Владимир Груздев о первых 100 днях губернаторства и работы тульского правительства

Первая стодневка для каждого руководителя – идет ли речь о стране, о маленьком населенном пункте или о небольшом предприятии – рассматривается как повод для подведения первых итогов, обнародования уже конкретных планов и даже первых опытов работы над ошибками.

Для губернатора Тульской области Владимира Груздева стодневный рубеж ознаменовался событием не столько приятным, сколько значимым для региона.

Накануне Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ о праздновании 300-летия начала государственного оружейного производства в Туле. Этот документ превратил торжественную для всех туляков дату из юбилея регионального уровня в государственное событие.

Не случайно, как сообщает портал правительства Тульской области, разговор с главой региона начался именно с этой темы.

– Владимир Сергеевич, не считаете ли вы, что указ – это оценка не только исторической значимости тульской оборонной отрасли, но и сегодняшней работы. Какие перспективы открываются в связи с этим для области?

– Думаю, об оценке работы говорить пока рано. Что же касается перспектив,  то мы должны сделать все, чтобы оргкомитет по подготовке и проведению празднования был как можно более представительным, так что будем просить Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина возглавить оргкомитет. Помните, когда отмечали тысячелетие Ярославля, губернатор попросил возглавить оргкомитет только что избранного президентом Дмитрия Анатольевича Медведева. В результате для города, для региона многое удалось сделать. Что касается сроков праздника, есть, конечно, определенная дата – 300-летие образования Тульского оружейного завода. Но я считаю, что было бы справедливо весь год сделать праздничным – тогда больше удастся сделать.

– Меньше чем за сто дней вам удалось выполнить поручение главы государства – принят разработанный правительством области закон о выделении земельных участков под застройку и под ведение подсобного хозяйства для семей, воспитывающих трех и более детей. Но президент в своем Послании Федеральному собранию особо оговорил право получателей участков остаться в очереди на улучшение жилищных условий. Тем не менее 56-ю статью Жилищного кодекса никто не отменил, а она полностью исключает такую возможность. Что делать?

– Самое главное – говорить людям правду, чтобы каждый мог осознанно сделать выбор. Кроме того, можно предусмотреть субсидирование на возведение дома. Ведь участки даются именно для жилой застройки – не для дач и уже тем более не для перепродажи. Эта же мера позволит частично решить проблему расселения из ветхого и аварийного жилья. Мне кажется, что получение субсидии – это более интересно и действенно, чем стояние в очереди, которая когда еще подойдет. К тому же это может побудить людей к активности, к совместным действиям. Но право принимать решение остается за самими семьями.

Сейчас участки пока не сформированы, но работа ведется. Важно ведь, чтобы это были не просто 15 соток в чистом поле – нужны дороги, нужны коммуникации.

– С вашим приходом в регион жители Тульской области впервые могли поучаствовать в создании органов исполнительной власти путем интернет-голосования. Оправдались ли ваши надежды на такой метод формирования правительства и получилось ли оно народным?

– На этот вопрос можно будет ответить в сентябре следующего года, когда появится возможность для оценки. Сейчас слишком много работы. Вновь сформированное правительство сразу же приступило к решению неотложных задач: мы вступили в череду выборов – надо обеспечить процесс свободного волеизъявления граждан; буквально «с колес» пришлось готовиться к зиме – обеспечивать работу котельных, соответствующих коммуникаций…

Нам удалось сократить аппарат с 1540 до 1315 человек. Это не просто дало более 90 миллионов рублей экономии, но и позволило увеличить заработную плату оставшимся сотрудникам, которая не индексировалась с 2007 года, что я считаю несправедливым. Чиновники должны получать нормальную зарплату, чтобы не искать других, если можно так выразиться, источников дохода. Еще мы успели побывать практически во всех районах – осталось только три. Некоторые мои коллеги-губернаторы за два-три года не успевают столько объехать. Мы познакомились, все, кто хотел, меня увидели, смогли высказать свои претензии. Мне кажется, это сигнал, дающий представление о том, как мы собираемся взаимодействовать с жителями области. Честно скажу, на местах ожидания большие. Есть ощущение, что с людьми много лет просто никто не разговаривал.

Еще одна задача, которую приходится решать безотлагательно, – это модернизация здравоохранения. С нового года оно переходит на баланс региона. Ситуация в отрасли очень непростая: не хватает кадров. Так, у нас приходится по 10—11 врачей на 10 000 населения, а в целом по России этот показатель превышает сорок. И тем не менее услуги соответствующего профиля мы должны оказывать людям, причем оказывать качественно – так, как это прописано в законе.

К моменту моего прихода в область программа модернизации здравоохранения была выполнена на… 4 процента. А на начало нынешней недели мы разместили заказов уже на 80 процентов. Это означает, что минимум 77 процентов от положенного оборудования будет поставлено в лечебно-профилактические учреждения региона. Вы можете зайти на сайт госзакупок и посмотреть: 16-срезовые томографы мы покупаем по 12 миллионов рублей. Сейчас 64-срезовый нам поставят за 37 миллионов. Сами помните, что всего четыре года назад 16-срезовые томографы покупались за 78 миллионов. Так что тут нам есть чем гордиться.

Правда, и сейчас приходится вылавливать наших хулиганов, которые пытаются по мелочам денежки тырить. Мы это дело пресекаем. Есть такие странные граждане… Ведь все в лоб им говорю. Нет, иногда кажется, они уверены, что у каждого по три головы…

Основной критерий работы чиновника – это его компетентность. Для тех, кто работает напрямую с населением, она выражается в количестве положительно решенных вопросов. Сейчас у нас, можно сказать, идет обкатка команды. Но у меня имеется четкое понимание: власть в регионе есть!

– Ваши поездки по районам дают людям надежду. Но и элементы тревоги тоже есть. Судя по обращениям в различные редакции, многих беспокоит укрупнение муниципалитетов.

– На наших встречах с населением речь идет не столько об укрупнении, хотя и оно тоже проводится – так, со следующего года у нас вместо 175 будет 165 муниципальных образований. Обычно мы говорим о передаче полномочий с одного уровня на другой.

Давайте исходить из реальных возможностей. Консолидированный бюджет, учитывающий доходы области и всех муниципалитетов, равен 47 миллиардам рублей. Если говорить только о прямых обязательствах, необходимо вспомнить повышение зара­бот­ной платы учителям с 1 сен­тября нынешнего года. Да, Федерация нам перечислила деньги до конца нынешнего года. Дальше это уже наша и муниципалитетов проблема. То же самое можно сказать о готовящемся повышении зарплаты работникам дошкольных учреждений – это всецело забота муниципалитетов. Если посчитать все расходы, денег на развитие не остается совсем.

Возьмем небольшой Одоевский район и Одоев. Зачем там две администрации? А если их объединить и сократить дублирующих друг друга 10—12 муниципальных служащих, только за счет сэкономленной зарплаты появятся в бюджете 3—4 миллиона руб­лей. И это для решения муниципальных проблем не так уж мало…

Второй аспект этого вопроса заключен в том, что люди перестанут путаться. Сегодня они приходят в одну администрацию, а им говорят: «Нет, не сюда вам надо», — и посылают в другую администрацию. При том что обе чаще всего находятся в одном здании. Сейчас многие главы исполнительной власти не живут в управляемых районах. Это плохо даже не потому, что они ездят и тратят казенный бензин. Если бы жили в районе, знали бы, в какой поликлинике лечатся соседи, в какую школу ходят их дети. И на многие вещи смотрели бы по-другому.

В пользу некоторого сокращения численности муниципальных служащих говорит и тот факт, что мы забираем часть полномочий. Хотя бы то же здравоохранение. И это делается для блага жителей. Посмотрите, сейчас в районах из специалистов – только терапевты и хирург, который в отсутствие анестезиолога даже операции не может делать. Мы развиваем проект «Выездная поликлиника». Сейчас ездят шесть бригад, а их должно быть пятнадцать – по пять-семь человек в каждой. Это сто врачей, которых надо еще замотивировать. То есть улучшение ситуации – и это касается многих сфер – возможно, если собрать силы в кулак.

Ну а что касается укрупнения муниципалитетов, тут важно, чтобы радиус действия власти не превышал пределы доступности, иначе говоря, чтобы это было не двести и даже не сорок километров. И, безусловно, ничего здесь не должно предприниматься без обсуждения с населением.

– По многим направлениям жизнедеятельности региона вам удалось увеличить финансирование. И тут пришлось столкнуться с тем, что деньги в муниципалитетах просто не осваиваются. Как быть в таких случаях?

– Готовиться. В первую очередь к проведению конкурсных процедур. Я настроен, чтобы деньги оставались в области. Это и налоги, и заработки, и в конечном счете благосостояние нашего населения. Приводить со стороны никого бы не хотелось. Но не освоить выделенные средства – это кем вообще надо быть?! В Туле из денег, предназначенных на ремонт дворов, более 50 миллионов пришлось вернуть в бюджет Федерации – не смогли израсходовать эффективно…

– Но вы, наверное, заметили, что иной раз и рады освоить, но имеющихся в регионе мощностей не хватает. Это касается в первую очередь дорожного строительства…

– Да, это так. Будем менять ситуацию. Все наши ДРСУ объединим в одно с четырьмя территориальными подразделениями, чтобы не гонять тяжелые машины по всей области. Технику придется частью покупать, частью попробуем взять в лизинг. Главное, чтобы все процедуры были прозрачными, а расходование средств – результативным.

– Владимир Сергеевич, земельный вопрос по-прежнему остается острым, а его успешное решение  – одним из неизменных условий инвестиционной привлекательности территорий. В начале губернаторского срока вы говорили о намерениях создать областной земельный банк. В какой стадии эта работа?

– Вопрос действительно острый. Потому что крайне запущенный. Сейчас ведется серьезная работа с бехозяйными паями. Муниципалитеты должны все их оформить соответствующим образом и передать в наш земельный фонд. Выделяем им для этого средства – в районах необходимых денег, как правило, нет. Таким образом мы рассчитываем получить для дальнейшей работы 150 тысяч гектаров. Дальше будем взаимодействовать с теми собственниками земли, которые не используют ее по назначению, – либо договариваться с ними, либо изымать землю, тем более что закон это позволяет.

– На днях вы подписали инвестиционное соглашение с компанией «КАРГИЛЛ», но она – традиционный инвестор. Появятся ли новые? И будет ли в Туле развиваться какое-либо направление, подобно тому как в Калуге развивается автомобилестроение, а в Ярославле – фармкластер?

– Мы рады всем инвесторам. Чуть раньше аналогичное соглашение было подписано с компанией «Юнилевер», которая намерена вложить еще три миллиарда рублей.  Решен вопрос об энергообеспечении Суходольского металлургического комбината, который строит алексинская  «Тяжпромарматура». Примечательно, что последнее производство находится в непосредственной близости от Ясногорского района, население которого с закрытием машиностроительного завода осталось без рабочих мест. Сбербанк в апреле должен сдать центр обработки данных – это возможность трудоустроить с достойной зарплатой еще 2,5 тысячи человек. А ведь недавно его строительство было заморожено. Соглашений у нас в работе много. Но вообще нам предстоит в следующем году создать 20 тысяч достойно оплачиваемых рабочих мест. И здесь надо учитывать, что такие капиталоемкие производства, какие строят «КАРГИЛЛ» И «Юнилевер», несмотря на масштабы вложений, обеспечивают занятость по 100—110 человек. Так что здесь многое предстоит сделать для формирования условий для привлечения инвестиций. Это земельные участки, инфраструктура. Рамочный закон, который действует в области, – неплохой. Возможна поддержка по конкретным отраслям. Но что касается специализации, я не уверен в такой необходимости. Тем более что с автомобилестроением мы уже опоздали. К тому же это достаточно рискованная отрасль, болезненно реагирующая на малейшие кризисные проявления. Я за диверсификацию экономики. Вообще у региона – значительный потенциал. Полагаю, есть смысл ориентироваться на высокодоходную сферу услуг – например, в области IP-технологий. Здесь очень большие возможности, высокие зарплаты и сравнительно небольшая потребность в площадях, помещениях. Главное, ничего не создавать для пиара или для галочки. Вот у нас была «Тульская авиакомпания» с уставным капиталом в три миллиона. Оказалось – денег на счету нет, зато долг по зарплате в три с половиной миллиона. Я уж не говорю про «АгроЛизинг», в который вложили колоссальные средства, а ни одного комбайна найти не можем.

Надо создавать самые разные предприятия, важно стимулировать конкуренцию в секторе спроса на рынке труда. Тогда будут расти зарплаты, а значит, и регион получит больше доходов на социальное развитие.

Вот сейчас мы никак не придем к общему мнению, чтобы подписать трехстороннее соглашение. Мне предлагают зафиксировать минимальную зарплату на уровне 7100 рублей, но я считаю, что минимум не должен быть ниже 10 000. Пока все в раздумьях.

– В процессе повышения качества жизни далеко не последнюю роль играет строительство доступного жилья. В начале этого года Минрегионразвития одобрило программу Тульской области, где предусматривалось строительство жилья не только на продажу, но и для сдачи в аренду молодым семьям. Как вы относитесь к такой перспективе?

– Я не сторонник того, чтобы органы власти исполняли не свойственные им функции. Государственное строительство сильно проигрывает по качеству, а по цене превосходит то, что строят частные компании. Да и возможности здесь небесспорные, примером чему может служить недостроенный до сих пор дом в Белеве. А жилье станет доступным, если его строить много. И здесь правительство должно обеспечить все необходимые условия. К ним относятся понятный механизм выделения площадок, прозрачная процедура субсидирования строительства или покупки жилья. И доходные дома тоже пусть строит бизнес. Индивидуальный предприниматель, избавленный от налога на добавленную стоимость, сделает это быстрее и лучше, а дом, построенный, например, ГУПом, обойдется минимум на 18 процентов дороже.

– И если говорить о первых итогах…

Я обещал, что будет Указ о праздновании 300-летия государственного оружейного производства. Мне многие не верили. Указ есть. Обещал заняться дорогами. Занимаемся.

В течение пятилетнего срока я должен привести в порядок 4000 километров. Кроме того, достигнута договоренность с Минтрансом о ремонте тульского участка трассы М-2. На государственном уровне принято решение о рекультивации и выводе Алексинского химкомбината. Есть восьмимиллиардный контракт для «Стрелы», получено 6 миллиардов на «Панцирь», а это касается не только КБП, но и ТОЗа и Туламашзавода. Мы чуть ли не с нуля взялись за программу модернизации здравоохранения и выполняем ее.

Словом, мне не стыдно за первые сто дней.

 

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний