Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Ущербный памятник, или Неприкрытый цинизм на народные деньги в Обидимо

Рушившийся на глазах Обелиск воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Обидимо на слуху у многих туляков – политиков, общественников и простых жителей.

Подрядчик постарался на славу – память обидимцев о погибших на войне родственников была оскорблена — фамилии павших написали с ошибками, а на «народные» положили плитку, которая отвалилась спустя пару дней после сдачи объекта.

После вмешательства депутата Госдумы Николая Петрунина и главы тульской администрации Евгения Авилова подрядчик пообещал привести все в порядок.

«Тульская пресса» тем временем выяснила, с чего все начиналось и чем все закончилось. Экс-глава МО «Обидимо» Виктор Андреев назвал работу подрядчика «верхом цинизма» и рассказал свою версию произошедшего.

ОСКВЕРНЕННАЯ ИДЕЯ 

Обидимцы, решившие увековечить имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны, вложили в идею многое.

На собрании депутатов Обидимо в 2010 году, как раз в годовщину 65-летия Великой Победы, приняли решение поставить памятник воинам, не вернувшимся с фронта. За счет спонсора разработали эскиз и проект памятника. Затем началась кропотливая работа по сбору фамилий – имена павших обидимцев должны были стать главной частью памятника.

«Сначала хотели записать имена всех сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, но это невозможно – 700 человек только погибших и пропавших без вести. Поэтому приняли решение выгравировать на граните имена тех, кто не вернулся»

Важно и место. Памятники в Тульской области обычно расположены на местах захоронений, в Обидимо же Обелиск Воинской Славы.

«Выбор места на окраине Обидимо символичен — уходивших на фронт воинов провожали до околицы. Там воины прощались с родственниками, а дальше шли одни.

Да, в годы ВОВ Обидимо еще не было, но нам было важно подчеркнуть символичность. Поэтому и место для строительства Обелиска было выбрано не случайно – на околице Обидимо. Для нас это серьезно», отметил Андреев.

НАРУШЕННЫЕ ОБЕЩАНИЯ И БУМАЖНЫЕ МАХИНАЦИИ

По словам Андреева, когда в 2014 году решался вопрос о присоединении МО Обидимское к Туле, главным условием соглашения стало строительство памятника.

«На собрании присутствовали 270 активных жителей. Когда в СМИ пишут о том, что решение о строительстве памятника было принято руководством Зареченского округа Тулы, мы возмущаемся – это ложь. Решение было принято на собрании жителей летом 2014 года», — отмечает экс-глава администрации муниципального образования.

Подрядчика для строительства памятника в Обидимо выбирали так же, как и для любого другого проекта по программе «Народный бюджет» — на конкурсной основе. По традиции, выиграл тот, кто пообещал сделать дешевле. Возведение Обелиска славы воинам, не вернувшимся с фронта, оценивают почти в 5 млн рублей – 2,1 млн ушли на строительство сквера и 2,5 млн на сам памятник.

Как обычно, когда дело касается использования «народных денег», выбирается инициативная группа жителей, которые контролируют проведение работ и принимают их.

«В Обидимо инициативную группу возглавлял председатель местного Совета ветеранов Александр Никитич, чей отец тоже погиб на фронте.

Александр Никитич переживал, занимался этим вопросом, ходил к проектировщикам. Я в то время был главой администрации – мы работали в согласии, понимали друг друга. Обидимо — наша Родина, и нам дороги наши деды и отцы».

«Народный бюджет» подразумевает прозрачность во всем, но нам так и не сказали кто строит мемориал. Должна была быть информационная доска с данными о подрядчике, архитекторе, объеме средств.

По словам Андреева, на стройплощадке в Обидимо информационную доску ставили.

«Когда принималось решение о строительстве, мы подготовили площадку и в 2010-м году установили там «закладной камень» с табличкой «на этом месте будет построен памятник».

Время шло, пришел декабрь 2016 года. Объект курировал новый глава Башкатов (Юрий Башкатов – нынешний начальник отдела по работе с территорией «Обидимское». — Прим. редакции).

Он и позвонил руководителю инициативной группы – попросил приехать и подписать документы на приемку памятника. Александр Никитич, сам строитель, проработавший в этой сфере всю жизнь, отказался и потребовал предоставить полный пакет документов.

Как мы полагаем, Башкатов задним числом исключил Александра Никитича из списка инициативной группы. И, видимо, кто-то другой подписал все документы. Знаю точно —  никто из инициативной группы не подписывался. Сейчас мы вынуждены обратиться в прокуратуру – иначе выяснить, кто принял памятник в эксплуатацию, не выходит»

БЕЗ СОВЕСТИ И БЕЗ ДУШИ

Отдельного упоминания заслуживают таблички с фамилиями павших воинов. Именно они стали стартовой идеей строительства памятника.

«Сколько мы «воевали» с Башкатовым – он хотел поставить безымянный памятник. У нас же есть Бессмертный Полк – люди выходят на улицы с табличками – вспоминают имена своих родственников! Обидимо – небольшая территория, все друг друга знают…»

В итоге, фамилии удалось отстоять, но то, что вышло из этого, повергло обидимцев в ужас.

«Во-первых, таблички выполнили из композита – это металл, фольга и пластик. Такие могут простоять пять лет максимум, раскачиваются и гнутся на ветру. Мы узнавали, сколько стоят вечные гранитные таблички – оказалось, совсем недорого – около 90 тысяч рублей.

За 2,5 миллиона сделать композитные таблички? На таких расписание электричек печатают. Но у нас не расписание электричек – это имена наших родственников, наших земляков, отдавших свои жизни на фронтах войны.

Во-вторых, фамилии – многие из них написаны неправильно, хотя мы неоднократно обращали на это внимание.

А самое главное, фамилии написали просто в алфавитном порядке, хотя задумка была иной – списки разделялись по принадлежности воинов к населенному пункту. Допустим, фамилии жителей села Пятницкое, не вернувшихся с фронта и так далее. Неужели все это так сложно?

Нужно было привлекать к работе школьников – ребята бы ходили по домам со списками и уточняли, вдруг, кто-то забыли. А ведь так и вышло – забыли многих»

ДЕНЬГИ — В СНЕГ, ПЛИТКУ — В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Работы по укладке плитки Андреев называет «верхом цинизма».

«Декабрь – строители кладут плитку на сугробы. Памятник стоит у дороги, ведущей в Тулу. Каждый день обидимцы видели, как строители укладывали плитку на снег. Жители видят такой подход и спрашивают – куда уходят деньги?

Звонили во все инстанции, но «наткнулись» на безразличие и равнодушие. Но как можно было сделать так, как сделали?

Скамеек так много, что площадка больше похожа на концертный зал. Два года назад зачем-то посадили липы в том месте, где предполагали вести работы. Мы ведь предупреждали, что липы все равно придется убирать, предлагали другие места. Но нет – высадили, а потом выкорчевали и выбросили – все это на бюджетные деньги»

Отдельно нужно остановиться на плитке, подготовленной для укладки на территории парка. По словам Андреева, еще до начала работ обидимцы заготовили 3000 кв. м плитки. Стройматериалы хранились на территории котельной, где их сторожили. Но потом плитка куда-то исчезла, а парк «закатали в асфальт».

«Плитку забрали с территории котельной, мы даже не знаем, куда. Мы специально заготавливали эту плитку под строительство Обелиска и парка, когда я еще был главой.

Но все пошло по какому-то другому сценарию – пытались узнать у Башкатова, где плитка сейчас, но он не знает. У него нет ответа ни на один вопрос…

Даже туи, которые там растут, мы сажали задолго до начала строительства — когда закладывали камень. Деревья подарил местный житель Игорь Антонов, афганец, занимающийся выращиванием туй. Вопрос – может, и их включили в смету?

Мы же оплачивали и транспортировку, и хранение. Может, ее и направили на благие дела, но мы специально покупали ее для мемориала в Обидимо. Куда же тогда пошли все деньги? Соглашение, заключенное с обидимцами нужно выполнять. Сам памятник «ущербный» — в нашем проекте все было красочнее. То, что мы увидели по завершении работ, упрощенный проект, который мы сами разработали»

В НАДЕЖДЕ НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Единственными, кому оказалась не безразлична память погибших на войне обидимцев, стали тульский депутат Государственной Думы Николай Петрунин и глава администрации Тулы Евгений Авилов.

«Петрунин и Авилов поддерживают нас, стараются и хотят помочь», — подчеркнул Виктор Андреев.

Действия же нынешнего начальника отдела по работе с территорией «Обидимское» Юрия Башкатова экс-глава муниципального образования подверг критике.

«Действия Башкатова только разобщают жителей. Вместо того, чтобы прислушаться к Председателю Совета ветеранов, он отмолчался и скрыл имена принявших памятник. Это неуважение к ветеранам – человек старается, хочет помочь, но местная власть не слышит».

Обидимцы обратились в прокуратуру – дважды в городскую и один раз в областную.

«Мы задаем два вопроса: на каком основании председателя инициативной группы исключили, и куда ушли деньги? Сейчас работы возобновились – начали переделывать, торопятся к 9 Мая. Но и я, и неравнодушные обидимцы просим – сделайте на совесть, не торопитесь к празднику, мы подождем. Лучше сделать позже, чем так, как обычно», — подытожил экс-глава Обидимо Виктор Андреев.

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний