Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Поликлиника "на тройку", или Как лечат в Болохово

Пока в России внедряют телемедицинские технологии и проекты типа «Бережливой поликлиники», жители Болохово ездят на УЗИ в Киреевскую райбольницу. Аппараты в местной поликлинике, по их словам, не работают

21 июня министр здравоохранения Тульской области Андрей Третьяков посетил Щекинскую районную больницу – знакомился с персоналом, общался с пациентами. В Киреевский район глава регионального минздрава пока не ездил. Может, оно и к лучшему – если судить по Болоховской поликлинике, киреевской системе здравоохранения похвастаться перед новым министром нечем.

В тот же день в Болохово прошла похожая встреча — встреча главного врача Киреевской РБ Анатолия Алексеевича Константинова с населением. Константинов отвечал на вопросы пациентов в местном Доме культуры. О том, с чего все началось и чем закончилось – в репортаже «Тульской прессы».


Болохово, хоть и мал, но все-таки город. Житель областного центра без труда узнает в нем улицы тульского Заречья или Пролетарского района. Население – около 13 тысяч человек, есть магазины, ДК, собственная поликлиника.

Вечером 21 июня на улицах кипит жизнь – коммунальщики обрезают кусты, красят бордюры, на остановках ссорятся женщины, у пятиэтажек пенсионерки торгуют цветами и соленьями.
Приятный настрой сменяется на противоположный, как только местные начинают рассказывать о Болоховской поликлинике.

Педиатр есть, но педиатра нет

Встречаюсь с тремя местными жительницами – у всех маленькие дети. Все ходят к единственному педиатру в городе, как говорят сами – от безысходности. Со «скорой» и специалистами для взрослого населения тоже проблемы.

«Выписывает одни и те же лекарства, назначает одно и то же лечение – Мортова еще нас лечила, ничего с тех пор не изменилось», — рассказывает Мария.

«Аппаратура старая, ребенку не могут диагностировать вообще ничего, скорых нет – ждали с температурой 40.2 полчаса, в итоге вообще диспетчеры сказали добираться самостоятельно. Проблемы не только с педиатром, врачей почти нет – ни окулиста, ни терапевта. Лаборатории тоже нет», — добавляет Наталья.

«К ней идут от безысходности. Когда молодым мамам «больничные» нужны. У нас была неделю температура очень высокая, она нам поставила обычную простуду, ОРЗ. В итоге, у ребенка температура не спадает, кашель очень сильный, я через день прихожу к другому педиатру, и она нас срочно отправляет в больницу с бронхитом — отлежали две недели.

Недавно был еще случай. В последнее время наш педиатр часто на больничном, поэтому приезжают другие, в частности, из Бородино.

Рано утром прихожу с дочкой – у нее высокая температура. В регистратуре говорят, что прием только с 11 часов, хотя нигде об этом не сообщается, таблички нет.

Два часа сижу с ребенком, начинаю жаловаться, звонить в департамент – там объясняют, что врачей не хватает. В итоге с получасовой задержкой приезжает молодая терапевт из Бородино, заходит в коридор, полный родителей и детей, и громко спрашивает – где та мама, у которой умирает ребенок?

Моей дочери пять лет. Она знает, что такое смерть. Дочь начинает кричать и спрашивать у меня – мама, я что, умираю? Конечно, к этому врачу я не пошла…», — рассказывает еще одна молодая мама.

Киреевск-то вы любите, а Болохово – нет

В Доме культуры холодно и почти пусто – к четырем часам собралось, от силы, человек 20. На сцене стоят столы для главного врача Киреевской РБ Анатолия Константинова и его замов, но они свободны. Медики сидят в зале, перед болоховцами.

Под сводами ДК разносятся разговоры об отпуске инсулина – пожилым пациентам долго и пространно рассказывают о современной системе здравоохранения, переходе на «российский инсулин». Рассказывают много, но на главный вопрос – почему нет лекарств, прямо не отвечают. «Кормят» историями о том, как мало федеральный бюджет выделяет льготникам.

«У моего мужа два инсульта, почему он недополучает лекарства? Он 40 лет проработал на «скорой», а жизненно важные препараты не получаем», — встает местная жительница.

«Мы с вами это уже неоднократно обсуждали, — с ноткой юмора отвечает Константинов, — если я вам снова начну объяснять, вы же меня опять не услышите».

Пока главврач называет число диабетиков в районе и суммы льготных выплат на лекарства, женщина продолжает стоять.

В зале раздаются похожие вопросы. Небольшая группа, преимущественно, пенсионеров, начинает волноваться. Встреча с врачом больше похожа на пресс-конференцию с «типичным чиновником» — много терминов, много отсылок к федеральным программам, много рассказов о тех, кому еще хуже. Четких ответов куда меньше.

Внезапно заходит речь и о недавней прямой линии Владимира Путина и его словах о том, что на федеральном уровне льготникам все дают.

«Мы Путина слышим не так, как надо. Он же говорил, что есть проблемы с закупками в регионах. Такая проблема есть, я не скрываю», — вспоминает Константинов и переходит на онкобольных.

«У нас есть группа пожилых онкологических. Стоимость лечения на одного — от ста тысяч до миллиона, это все идет за счет средств, которые выделяют в целом, для всех. Диалог ведется, Губернатор озадачен, министр озадачен. Надеемся, что проблему решим», — объясняет медик и вновь «заводит старую песню» — про импортные и отечественные лекарства, нерадивых пациентов и обязанности врачей.

Женщина, говорившая Константинову про мужа, вынужденного жить с минимумом медикаментов, продолжает стоять.

«Мы приехали искать не виноватых, а найти понимание, чтобы вы понимали, что меняется… Много чего есть. Вот вы думаете, что в Киреевске все есть, а нет ничего в Киреевске», — успокаивает болоховцев Константинов.

«Киреевск-то вы любите, а Болохово – нет», — раздается голос из зала.

Извините, что улыбаюсь

На часах 17:00 – прошел час с начала встречи. Уставшие замы из Киреевской больницы протирают очки и зевают. В зале пребывает – подтягиваются те, кто не смог отпроситься с работы и прийти к 16:00.

Тема проблем с отпуском лекарств не закрыта. Но и Константинов не сдается – снова переводит «стрелки» на «раковых», мол, им еще хуже.

«Мой муж на четвертой стадии, наркотиков никто не давал», — тут же подает голос сидящая в первых рядах пенсионерка.

«Порядок обеспечения такими препаратами четко определен государством. Также у нас есть система обеспечения достойного умирания, система достойного обезболивания», — в зале раздается горький смех, а Константинов переходит к рассказам об отсутствии аптек, продающих по рецептам сильные обезболивающие и хосписе в Ломинцево.

Женщина, вставшая в начале, не сдается — стоит:

— Я – мать погибшего военнослужащего. У меня льготы. Я буду получать лекарства?
— Будете!
— Когда?
— Регулярно.

Два часа проходят в разговорах о наболевшем. О нехватке кадров – обязанность обучения врачей лежит на федеральных структурах. О скудном материально-техническом обеспечении – все работает. О жестких креслах в поликлинике – виноваты пациенты, режущие чехлы.

Болоховцы жалуются на то, что больные дети в очереди сидят вместе со здоровыми, жалуются на то, что долго едет скорая помощь, жалуются на то, что нет аппарата УЗИ. Константинов спокоен, блокнота, где можно делать пометки о проблемах, у него нет – видимо, все это он прекрасно знает. На защиту главврача встают замы – стратегия обороны как в анекдотах – виноватыми оказываются сами пациенты.

«Мне нужно было сделать УЗИ, но аппарат старый, врач старался, но ничего не получилось. Приходится ездить или в Киреевск, или в Тулу. Вот, если я поеду в Киреевск, то это платно?», — спрашивает мать погибшего военнослужащего.

«Рассказываю так, чтобы было понятно — ваши аппараты УЗИ превышают сроки жизни, но по функционалу соответствуют первому уровню диагностики. Самый дешевый аппарат стоит около полутора миллиона», — отвечает врач.

Ремонт местному учреждению «не светит» потому что в программе до 2020 года, по словам Константинова, на ремонт Болоховской поликлиники не заложено «ни рубля».

Константинов извиняется за то, что улыбается – все вопросы поднимаются не в первый раз.

В конце встает заместитель главы местной администрации и поднимает главные темы – о скорой, ремонте и низком интересе к главврачу в Болохово.

Врач отвечает, что если люди не приходят, значит, все устраивает и добавляет:

«Очень хорошо, что вы встали. Но если бы администрация сама пригласила, я бы снизошел, приехал – все бы обсудили».

Встреча подходит к концу.

Поликлиника в системе ожидания

На улице тепло, иду к поликлинике – посмотреть на неработающие УЗИ и дряхлые кабинеты. Дверь наглухо закрыта – в шесть часов работа поликлиники заканчивается. На виду только старый асфальт в ямах и темные окна.

Возвращаюсь обратно и застаю Константинова, выходящего из ДК.

— Почему в программу до 2020 года не заложили средства на ремонт Болоховской поликлиники?

— Она не рушится, текущие проблемы есть везде. Это поликлиника, которая когда-то была отремонтирована, были вложены достаточно большие деньги. Сегодня она требует текущей поддержки. Мы ее сейчас ремонтируем.

— Но на территории разбит асфальт…

— Есть проблема, это программное обеспечение, которое целевым образом будет решаться в целом по учреждениям здравоохранения по замене асфальтового покрытия. А так там достаточно хорошая поликлиника. Чистенькая. Я бы сказал, что это одна из лучших поликлиник в районе по малым городам.

— Может, когда в Киреевскую районную больницу приедет Андрей Третьяков, получится изыскать деньги не ремонт?

— Киреевское здравоохранение – достаточно обширная сеть учреждений и помимо болоховского участка врачебного у нас есть три территории, где один город и два рабочих поселка. Есть центральная районная больница, есть поселковая поликлиника, есть одна амбулатория.

Это огромная сеть лечебных учреждений и они каждый год в части поддержки материально-технического состояния обязательно финансируются в целевом направлению. Мы в прошлом году ремонтировали ЦРБ и сейчас продолжаем ремонтировать — поэтажно и по профилю… Мы сейчас меняем ограждения в двух поликлиниках – это Липки и Бородино.

Сказать о том, что средства не выделяются, нельзя. Просто в целевом отображении денег на здравоохранение нужно очень много, и Болохово стоит в системе ожидания, так как находится в более лучшем состоянии.

— Молодые мамы пожаловались на работу педиатра, нехватку кадров и устаревшее оборудование…

— У них хороший педиатр здесь, он единственный на два врачебных участка, педиатр с сорокалетним стажем, каждого ребенка знает.

Что касается оборудования, оно здесь все есть. Там, где дети требуют применения более высоких технологий, приходится направлять в Киреевскую либо в Тульскую областную больницу.

Проблема с педиатрами очень сложная — если мы в этом году ожидаем 6 докторов, то ни одного педиатра <…> На педиатрические факультеты не идут.

— Как вы оцените Болоховскую поликлинику по пятибалльной шкале в части материально-технического оснащения?

— На твёрдую тройку.

— А в плане кадров?

— По разным направлениям разные ситуации, думаю, что тоже твердая тройка. У них работают 10 докторов, «прикрыты» все направления, да имеется дефицит, но они имеют сегодня расширенную помощь.


Вот такая она – медицина в Болохово. В конце дня возникают, пусть и циничные, но справедливые вопросы — заслуживают ли болоховцы помощи «на тройку», и как на эту самую «тройку» жить?  В любом случае, как отметил Константинов, в регионе есть «система достойного умирания», а в районе – центральная больница, которую ремонтировали и продолжают ремонтировать.

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний