Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Артём Баранов, предприниматель: Пешеходной надо было делать не Металлистов, а – Союзную и Благовещенскую

За последнее время тулякам представили очень много проектов общественных городских пространств: от набережной до парка «Патриот». Свои идеи предлагают как и большие корпорации и столичные фирмы с громкими именами и крупными проектами в копилке, и более скромные, но хорошо разбирающиеся в запросах тульской публики местные предприниматели.

Корреспондент «Тульской прессы» пообщался с одним из последних – выпускником НИУ ВШЭ, бизнесменом и общественным активистом Артемом Барановым – о его новом проекте, неправильном патриотизме, нелогичном закрытии проезда по Металлистов и грязи по колено в центре города.

 Пространства для людей

— Как один из основателей культурного центра «Типография»  расскажи, что из себя представляет проект и зачем он нужен Туле?

Это многофункциональное общественное пространство, которое позволит людям проводить людям время иначе, кроме как «поесть и выпить». В нашем городе большинство проектов как раз связаны исключительно с последним. Даже если людям предлагается нечто большее, формат для этого достаточно примитивный: это либо кавер-бэнды, либо это какая-то танцевальная музыка без особых изяществ. Мы же хотим, чтобы наш центр стал местом, где каждый день можно будет поучаствовать в каком-то интересном мероприятии – будь то лекция кинокритика или английский разговорный клуб или вечеринка с редкой музыкой и приезжими диджеями.

В Туле есть гораздо более маленькие площадки, где вмещаются 30-50 человек, либо гораздо более крупные,  больше 200  — мы же представляем нечто среднее.  Но главное  — это антураж центра – настоящее лофт-пространство бывшей советской типографии. Плюс мы оснастили его по всем требованиям для общественного пространства, сделали и хорошую вентиляцию, и кофейню, и бар, и звуковое оснащение.

— То есть «выпить и поесть» всё-таки там можно будет тоже?

Да, но это не является основным составляющим. Мы изучали опыт создания культурных центров в Москве, в Европе, и в каждом есть какие-то кофейни или бары для увеличения потока посетителей.

— Чем отличается это место от предыдущей площадки, которая создавалась в рамках проекта «МСМИ» (Бывший общественный проект Артёма – Прим.авт.)?

То, что мы создавали до этого, это, в первую очередь, было экспериментом, где мы пробовали делать разные форматы мероприятий, практически ничего не вкладывая финансово. Естественно, теперь мы учли весь этот опыт и наши ошибки, и ответственности у нас теперь тоже прибавилось.

— Готовится к открытию и другое общественное пространство – это творческий индустриальный кластер «Октава». Для вас это больше конкуренция или партнерство?

Ну, такую конкуренцию можно сравнить с конкуренцией «МакДоналдса» с какой-нибудь локальной бургерной. И, скорее, это дополнение, потому что на контрасте с «Октавой» мы смотримся как более андеграудное место.

Вообще сейчас с публикой в нашем городе, которая будет посещать такие пространства, дело обстоит достаточно сложно. На мой взгляд, эта аудитория ещё не сформировалась, потому что не может быть ее у того, чего в Туле пока не было.

У «Октавы», разумеется, совсем другой размах, другой бюджет, они заказали рекламные статьи практически во всех федеральных СМИ. Единственное, чего я опасаюсь, что всё это сдуется после выборов. Будем надеяться, что нет.

Предварительно, мы уже обговорили с ними, как нам помогать друг другу, а не мешать.

Показуха на набережной

— Как мне представляется, у вас – это нечто что-то такое более культурное и развлекательное, а у «Октавы» — развлекательное и познавательное с уклоном в ремесленные мастер-классы, в техническое обучение.

Да, но пока не ясно, как это будет у «Октавы» реализовываться. Планов там много, но когда это всё полностью запустится – пока непонятно. Обещали открытие первой очереди в октябре, потом в декабре – посмотрим. Для подобных проектов, в общем, нормально, когда сроки переносятся.

Хотелось бы, чтобы это не было унылым государственным проектом «на бумаге», куда сгоняют бюджетников. А риск такой всегда есть, несмотря на то, что там работают люди с пониманием того, как такие проекты делаются. Эта суперпрофессиональная команда, современные художники. Повезло, что у «Ростеха» (Госкорпорация Ростех привлекла частного инвестора Михаила Шелкова, на средства которого создается кластер «Октава» – Прим.авт.) такое прогрессивное руководство,  иначе получилось бы как с набережной, где Иван Иванович с Михаилом Петровичем вдвоём решают, какие там дорожки сделать, прикрываясь известным брендом.

-Так, а что с набережной не так? Что нравится, не нравится?

Мне не нравится практически всё, что там происходит. Не было какого-то нормального обсуждения с жителями. Под прикрытием «Wowhouse» и «Стрелки» тулякам предложили вполне себе обыденный проект, не вызывающий восторгов и явно не соответствующий той сумме, которая будет за него перечислена.

— А сумму ты знаешь?

Ну она открытая же, как бы это несчётные миллиарды. Не знаю, насколько это реально, но есть слух, что вот этот проект набережной вообще был давно разработан какими-то студентами, как некая забава, а так как время уже поджимало, его взяли за основу, накрутили и выдали публике. Учитывая качество проекта, очень похоже на правду.

И формат, в котором работают над этим проектом, меня очень удивляет, так как он не соответствует современным тенденциям и вообще элементарным правилам. Собираются какие-то предприниматели, которых никто не знает, их оценивает какое-то жюри, которое тоже никто не знает, и в итоге выигрывает проект блинной в виде большой банки Nutella. Это не дело.

Такие проекты должны реализовываться по науке, с привлечением реальных экспертов, проведением подробных исследований, а не в кабинетах решаться.

— То есть ты не считаешь его аутентичным и отражающим характер города?

Абсолютно. Я считаю его просто показушным предвыборным проектом. Почему концепцию проекта решают люди из министерства за всех жителей? Все эти слушания прошли для «галочки», это я понял из общения с людьми, которые на них честно ходили. И слушания, как я уже говорил, только часть того, что должно было быть. Просто на полноценное исследование времени нет, и в итоге мы получаем то, что получаем.

Красивая Металлистов и туалеты на улицах

Что мне ещё не нравится в этом проекте – это перекрытие улицы Металлистов, которую по науке перекрывать нельзя. Это уже было исследовано даже нашим тульским государственным университетом. Пешеходной надо было делать не улицу Металлистов, а другую историческую часть города – это улицы Союзная и Благовещенская. Сейчас они пребывают в ужасающем состоянии, и никто за них браться не хочет, потому что, естественно, гораздо проще отреставрировать одну улицу Металлистов и показать, как у нас все красиво. Но в долгосрочной перспективе  это абсолютно неадекватное решение потому, как оживлению исторического центра оно не поспособствует. Он так и останется мертвым, будет дальше разрушаться, и плюс с транспортом будут проблемы.

Правильнее было бы оставить улицу Металлистов проездной, просто расширив пешеходную зону, как это было сделано на улице Мясницкой в Москве, а пешеходными сделать те две улицы, которые я уже назвал. Но это подразумевает гораздо больше инвестиций, больше хлопот, а зачем с этим возиться, если можно сделать по минимуму и похвалиться, какие мы молодцы.

Я за комплексное развитие, которое сейчас не предвидится вообще. Получается, просто к выборам нужно сделать красивый проект, что мы сейчас и наблюдаем.

— Но согласно проекту и реконструкция Благовещенской будет немного произведена, так?

Немного. В том-то и дело. В целом нет предпосылок, чтобы там что-то поменялось. Наша градостроительная политика реализуется так, что много земли и зданий в центре отходят в руки людей, которые там делают торговые и офисные центры, которым там в принципе не место.

Весь исторический центр должен быть привлекательным для прогулок, а не просто стоять одна отремонтированная улица посреди запустения.

Сейчас любой человек может пойти туда и убедиться в том, что я говорю. Восемь часов вечера, такое ощущение, что город в состоянии войны находится: там никого нет, там разбитые дороги, помойки, всё в грязи, нет водопровода, нет канализации. Для многих сюрприз, что люди, живущие в центре Тулы, ходят в туалет, который на улице находится.

И на фоне этого как-то лицемерно заниматься такими проектами и вытаскивать ил из Упы, строя завод за миллиард рублей по переработке, когда у нас люди не могут в туалет сходить по нормальному.

— Ты вообще положительно относишься к тому, что центр города всё-таки должен быть мемориальным?

Конечно, это место для туризма, для прогулок, а сейчас у нас там очень страшно. И дело не в деньгах, нет. Даже если мы возьмём какой-нибудь белорусский небогатый город, там в центре всё гораздо приятнее выглядит. Так что аргумент, что у нас денег нет – это полное фуфло. Города развиваются прекрасно и в более бедных странах Запада и городах России – просто нужен другой подход.

«Колхозные» украшательства

— С какими-то другими бизнес-проектами, кроме блинной, которые победили в конкурсе на размещение на набережной и Металлистов ты знаком? Что можешь о тульской конке сказать, например?

Если она там когда-то была, то вполне логично вернуть её туда как достопримечательность. Но чтобы это было востребовано, а не убыточно, нужен опять же основательный подход и приличные инвестиции. Если на себя все расходы готов взять частный инвестор – пожалуйста. На мой взгляд, проект интересный.

Вопрос в том, насколько аутентично она будет сделана, без наших «колхозных» украшательств, в чем, я на самом деле, сильно сомневаюсь, учитывая автора идеи. Одно из творений господина Золотова мы уже видели – Левшу с блохой на «Ликерке». Помните, да, что, по мнению Золотова, Левша укрощает Запад, который олицетворяет гигантская блоха? Однако когда мы кого-то подковываем, мы ему не вредим, а наоборот помогаем вообще-то.

Учитывая всё это, у меня есть сомнения в его художественном вкусе и компетенции, чтобы что-то размещать в историческом центре.

Проект набережной должен быть организован таким образом, чтобы там можно было делать что-то другое, кроме как только  гулять и посещать заведения общественного питания. Этим нужно заниматься. Не просто построить амфитеатр и ждать, что кто-то сам придет. Должен быть специальный человек, который будет договариваться с различными организациями, оживлять это пространство.

Если мы посмотрим на недавно организованную набережную со стороны Пролетарского моста, то увидим, что сейчас там открыли зоопарк, страшный, с забором из профлиста и животными, пребывающими в предсмертном состоянии. И пока у нас в центре городов есть такие вещи, глупо говорить о каких-то катках на речках.

Мертвая «Ликерка»

— Так, помимо набережной и Металлистов, вашего культурного центра и «Октавы», в Туле собираются открыть еще одно общественное пространство – это креативный квартал «Искра» на Благовещенской. Насколько он успешен, на твой взгляд?

Проектом занимается, насколько я знаю, Андрей Колбасинов, у него хороший опыт в том, чтобы делать коммерчески прибыльные проекты, которые при этом достойно выглядят и могут быть украшением города, привлекая кучу людей.  Он доказал это, создав сеть кофеен, которые, несмотря на какие-то претензии, все-таки хороший проект, и его не стыдно показать туристам и жителям.

Насколько я знаю, квартал будет тульским аналогом московского «Флакона», и уже достаточно большое количество инвесторов и арендаторов привлечено в проект. Располагаться он будет на месте бывшего женского епархиального училища – это комплекс красивых исторических зданий, которые уже начали приводить в порядок.

Я надеюсь, что у них получится сделать то, что не получилось сделать у администраторов «Ликерки», которые думают, что можно просто отремонтировать завод и будет креативный кластер, но нет, не будет. У них огромная текучка, и проекты далеки от «креатива».

Проблема в том, что собственник «Ликерки» владеет еще несколькими торговыми центрами, которые приносят ему достаточно выгоды, чтобы не запариваться с развитием.

— Ты как думаешь, наш запущенный центр с разбитыми дорогами не отпугнет людей, которые придут на этот наш «тульский Флакон»?

У меня были такие опасения, но потом я узнал, что вход будет со стороны Советской, а потом, возможно, и с отремонтированной Металлистов сделают прямой заход.

Патриотизм и разбитые дороги

— А парковочных мест, которые выдели в рамках благоустройства центра, ты считаешь, достаточно будет?

В общем-то, сами парковки надо делать дороже, об этом я говорил и раньше. 20 рублей в час, которые были раньше – это вообще абсолютно смешно. В день где-то 200 рублей набегало – цена чашки кофе. Плюс штрафы тоже не всегда собирают, а неотвратимость наказания должна быть.

— Какая стоимость платной парковки для Тулы оптимальная, по твоему мнению?

Думаю, до 50 рублей нужно довести хотя бы, для психологического давления. К сожалению, наша администрация часто принимает популистские решения, поддаваясь давлению жителей, а не те, которые реально важны для развития города.  А платная парковка в центре города – это обязательное требование для этого. Пока у нас люди идут и идут за кредитами и их бомбардируют навязчивой рекламой, они покупают машины, потом их некуда ставить во дворах, то начинаются проблемы. Но власть ничего не делает для того, чтобы люди машины не брали, так как общественный транспорт у нас в ужасном состоянии.

Понятно, что кампания по отказу от автомобилей должна соседствовать с развитием городского транспорта, пока же на наши автобусы и трамваи страшно посмотреть, я уже молчу про маршрутки. Их вообще не должно быть в городе, но, видно, убирать их просто невыгодно, так как кому-то это приносит хорошую прибыль. Мы вот и с цыганами пытались разобраться, шум подняли, а в итоге всё осталось на своих местах.

Когда говорят о том, чтобы убрать трамваи, это дико. Во всем мире их восстанавливают. Другое дело, что нормальные трамваи – это экологический, быстрый и бесшумный транспорт. Кстати, даже наши старые чешские трамваи, которые ходят по Туле, шумят не из-за их возраста, а из-за неправильно сделанного полотна. Если вы посмотрите на такие трамваи в Праге, то там они ездят тихо. Просто нужно и в Туле сделать полноценные трамвайные пути, вот и всё.

— Да, инфраструктуру в городе нужно развивать – это бесспорно. Но вернемся к общественным пространствам. Самый последний обсуждаемый проект – это создание по образцу столичного парка  «Патриот». Насколько этот проект может быть востребован жителями?

Я лично всех вещей, которые содержат слово «патриотизм», опасаюсь, и они зачастую далеки от реального патриотизма. Еще, если я не ошибаюсь,  Салтыков-Щедрин говорил, что если кто-то начинает говорить про патриотизм, будьте уверены, что где-то что-то украли. 200 лет прошло, а всё это применимо до сих пор.

Моё мнение, что всё, что касается военно-патриотической тематики и Дня Победы, например, должно быть презентовано в таком формате, чтобы дети понимали, что война – это то, что повторяться не должно. И любой ветеран это подтвердит. Они воевали за мир, а не за то, чтобы мы шашлык на 9 Мая ели и танки на площадь выкатывали. Малышня с ними играется, радуется и даже не осознаёт, что вообще-то танк – это ничего хорошего. Кстати, до 1965 года не было никаких парадов Победы, это всегда было Днем скорби.

А если говорить о военных памятниках, то хорошим примером мог быть окоп, например, в парке. Если немного его подраскопать и оформить, то люди смогут своими глазами увидеть, что такое окоп и каково было в нем сражаться. А наклейки на машины «можем повторить» — это же вообще что-то на грани шизофрении.

— Так что все-таки Туле нужно, в первую очередь? Какие проекты?

Нам нужно то, чтобы люди, живя в городе, чувствовали себя людьми, прежде всего, а пока ты выходишь из дома в магазин за хлебом и возвращаешься по колено в грязи – это невозможно. Или если пожилые люди зимой выходят в аптеку за лекарствами и падают на колдобинах изо льда – это абсолютная дичь и жесть, которых в современном мире существовать не должно.

Все цепляется одно за другое. Нет газонов, нет парковок, машины ставят на землю, потом вся эта грязь развозится по городу. Плюс шипованная резина, от которой в Европе отказались. Шипы разрушают структуру асфальта, поэтому во многих странах зимой используется просто специальная резина с липучкой.

Мы, делая свой проект, конечно, тоже надеемся изменить что-то к лучшему в сознании людей. Но важно понять, что не начинается развитие города с «октав» и набережных. Развитие города начинается с человека, с удовлетворения его первоочередных потребностей, всё должно идти по порядку. И если человек не может дойти до аптеки, до «Октавы» он точно не дойдет.

Нам нужна нормальная человеколюбивая инфраструктура, пока же это, будто за гранью реального.

Мнение героя интервью может не совпадать с позицией редакции.

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний