Печатать
19 января 201808:20

Протоиерей Максим Троеглазов о свойствах крещенской воды и купании в прорубях

Многих туляков интересуют свойства крещенской воды и мнение церкви о современной традиции массового купания в прорубях. Поддерживает ли Церковь этот обряд и есть ли в нем духовный смысл?  Как нужно благочестиво принимать данную нам от Бога святыню – святую воду?

Читателям ИА «Тульская пресса» об этом расскажет настоятель тульского храма св. великомученика Димитрия Солунского протоиерей Максим Троеглазов:

«В любом церковном празднике необходимо различать  его смысловое наполнение и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, то есть Крещение Христа Иоанном Предтечей. В этот день открывается учение о Святой Троице. Иоанн Креститель увидел Духа Святого в виде голубя и услышал глас Бога-Отца, говорящий: «Этот есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!» (Мф. 3:17, Мр. 1:11, Лк. 3:22). Праздник Крещения – это именно Богоявление! Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и причащение Святых Христовых Таин, принятие крещенской воды.

В своих ежегодных проповедях на праздник Богоявления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл постоянно подчеркивает, что крещенская (богоявленская) вода – великая святыня, которую следует почерпнуть и хранить с большим благоговением, а принимать с верою и молитвой. Хотя и желательно – из благоговения к святыне – принимать богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией – при недугах или нападениях злых сил – пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Что касается такой популярной в последнее время практики купания в прорубях и источниках на Крещение – то это  вовсе не древняя, а совершенно  новая  традиция, которая, по сути, к празднику не имеет никакого отношения. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны – они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались.

В самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает. Не купанием проверяется вера. И, конечно же, необходимо помнить, что крещенские омовения в проруби не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. Это – языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи смываются покаянием, в Таинстве Исповеди и исправлении своей жизни по заповедям Христовым.

Новая мода  крещенских купаний по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою «удаль молодецкую». Но нельзя забывать о том, что купание в ледяной воде – неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием («Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7)), ведь от этого риска нет ни какой пользы.  И, что самое главное – в окунании в прорубь нет высшей цели служения Богу и ближнему. Известны случаи, когда люди сильно простужались, обмораживались и даже умирали после такого купания, поскольку сердечно-сосудистая система даже здорового человека при экстремальном охлаждении испытывает перегрузку  и дает сбой.

К сожалению, на сегодня отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразного подхода – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию.

Мне как православному священнику особенно печально наблюдать, когда в крещенский сочельник храмы стоят полупустые, а в городском парке около прорубей собираются тысячи людей, считающих себя православными. Среди них много и шумных, веселых сторонников здорового образа жизни. Бывает, что купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Что тут можно говорить о благоговении?..  Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят – купаются и считают, что приобщились к празднику. Празднование святого Богоявления переходит в увеселительное мероприятие, в народное гуляние. Многие люди в течение суток стоят в очереди, чтобы попасть  к «иорданям» на водоемах, толком не понимая, зачем – не отдавая себе отчета, что это не народный обычай, не часть фольклора, а прикосновение к святыне.

С моей точки зрения, хочет человек – пусть ныряет, но пусть делает это осознанно, понимая,  что его ныряние в проруби без духовного осмысления не приблизит его к празднику.

Один современный греческий священник рассказывал недавний случай, как на Святой Горе Афон возле почитаемого источника в честь Божией Матери остановился автобус с русскими туристами, которые разделись и поспешили окунуться. Местные монахи смотрели на них с душевной скорбью, ведь приезжие  не понимали, что совершают кощунство. Ни в Греции, нигде в мире такого обычая больше нет.

Так как бултыхание в воду может связать нас с Богом? Как может сделать нас выше на духовном пути? И почему этим действием мы заменяем службу, Предание, Евангельский текст, сам Завет Христа и воспоминание о Предтече Господнем Иоанне? Зачастую я вынужден не то что не советовать своей пастве купания, а даже запрещать их – чтобы не допустить подмены, не оскорбить праздника…

Так как же соблюсти благочестие в отношении к святой воде? Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» протоиерея Сергия Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21). Эта вода употребляется  для освящения храмов, алтарей, святой Чаши для причастия, икон и прочих церковных нужд.

…Когда-то в древней Церкви празднование Богоявления Господня было установлено ради достойного ответа еретикам, отрицавшим Святую Троицу. Сегодня на праздник восстает новая ересь – массового купания – ради экстрима, здоровья, бодрости и «смывания» грехов.

И я абсолютно уверен, что в святой день Богоявления христиане, верные Церкви – не в парке, не на реке и не на источнике, а на богослужении. Желаю всем не просто прийти в этот день в храм за крещенской водой, а помолиться на службе, исповедаться и по возможности причаститься, чтобы  через Свои святые таинства  Господь  действительно явился нам».

Подготовлено при содействии информационного отдела Тульской епархии.

 

Павел Никульчев Автор Павел Никульчев
Если есть проблема, о которой Вы хотите сообщить,
отправьте жалобу на сайт Zadolbalo.net.
Загрузка...

Опрос

"Реперные точки"-2018: что тулякам запомнилось больше всего в уходящем году?

Посмотреть результаты
Loading ... Loading ...
Рекомендуем
09 января 2019
Завод Haval в Тульской области выпустил первые внедорожники Завод Haval в Тульской области выпустил первые внедорожники
09 января 2019
«Тульская могучая сотня». Рейтинг тех, кто на деле улучшает качество жизни «Тульская могучая сотня». Рейтинг тех, кто на деле улучшает качество жизни
31 декабря 2018
Богатые и знаменитые: ТОП Instagram тулячек по версии «ТП» Богатые и знаменитые: ТОП Instagram тулячек по версии «ТП»
Все рекомендации
Комментарии (1)
Гость из Москвы
19 января 201812:44
Спасибо, отче, согласен с вами, наконец-то адекват в прессе по поводу купаний!