Цифровизация происходит, когда данные меняют поведение людей

Цифровизация происходит, когда данные меняют поведение людей
Фото: www.google.com

В начале сессии аудитории было предложено ответить на вопрос: «Что вы считаете основными вызовами цифровизации в регионах?» Больше всего голосов участники отдали варианту «Слабая цифровая культура» (31%). С небольшим отрывом за ним следовали такие ответы, как «Нехватка финансирования» и «Отсутствие единой архитектуры (центр — регионы)» (по 21%). Далее — «Дефицит кадров ИТ» (16%) и «Цифровое неравенство регионов» (10%).

«Что такое цифровизация? — задал вопрос Герман Греф и сам на него ответил: Информатизация — это перевод информации в компьютерный вид, а цифровизация — принятие решений на основе данных. Если мы начинаем жарко спорить о чём-то, значит, у нас просто недостаточно данных. А когда данных достаточно, решения можно принимать автоматически без участия человека. Таким образом, цифровизация — это ещё и вытеснение человека из процесса принятия простых решений. Цифровизация увеличивает скорость принятия решений и уменьшает их субъективность».

Президент Сбербанка предложил другим спикерам сессии дать своё определение цифровизации, а также назвать её отличия от информатизации, однако те предпочли говорить об условиях цифровизации и её преимуществах.

«Цифровизация происходит, когда данные меняют поведение людей, их предпочтения, выбор, самоощущения, степень комфорта, — считает Максим Акимов. — Это не просто улучшение процедур. А это когда я получаю новое благо — например, индивидуализированный образовательный контент, возможность в течение секунд заказать отель. Это уже реальность, но только начало большого пути. И этот путь усеян как благами, так и гигантским количеством опасностей».

По общему мнению спикеров, цифровизация России идёт полным ходом и продвинулась достаточно далеко. Так, Максим Акимов сообщил, что 57% населения в стране имеют мобильные устройства. А по словам руководителя столичного Департамента информационных технологий в Москве сейчас 45 миллионов гаджетов, обладающих сим-картами. Это примерно по 2,5 устройства на человека.

«Мы для себя определили, что такое цифровизация, — рассказал руководитель Департамента информационных технологий Москвы Эдуард Лысенко. — В первую очередь, «цифра» — это скорость, комфорт и удобство для жителей, возможность получить из одной точки те услуги, которые требовали от горожан огромного количества посещений, переговоров с мелкими чиновниками и так далее. Во вторую очередь, «цифра» для нас — это прозрачность управления и финансирования. И третье — это новое свойство привычных вещей. Наша задача как государства — сделать так, чтобы цифровой мир был максимально комфортным и удобным».

В числе главных преимуществ цифровизации были названы экономия времени и денег граждан, снижение коррупции и повышение качества управленческих решений, принимаемых на основе данных. Причём «цифра» позволяет сделать общение гражданина с государством более удобным не только в московском мегаполисе, но и на федеральном уровне, заверили спикеры. «Мы проанализировали более 100 госуслуг. Более чем в 90 из них чиновнику нечего делать, — заявил Максим Акимов. — Я очень надеюсь, что цифровизация станет убийцей МФЦ, потому что человеку не нужно будет вообще куда-то ходить».

«Важнейшее свойство цифровизации — это выравнивание социальных возможностей, — считает Президент, Председатель Правления «Ростелекома» Михаил Осеевский. — Чаще всего неравенство понимается как разрыв в доходах, но не менее важным для такой огромной страны, как Россия, является возможностью доступа к современному миру. Одно дело — это ребёнок, который обучается в современной московской школе, и другое дело — ребёнок, который учится в школе на острове Шикотан. Современный электронный образовательный контент можно доставить в любую точку. Мы можем также наладить систему дистанционного медицинского обслуживания, когда высококвалифицированные врачи в федеральном центре и региональных центрах могут консультировать онлайн. Поэтому развитие интернета для нас — не только техническая, но политическая и социальная задача».

«И недостаточно просто создать в посёлке зону Wi-Fi — нужно научить людей пользоваться этими сервисами, чтобы цифровая культура действительно росла», — добавил руководитель «Ростелекома».

Однако Герман Греф возразил, что если использованию цифровых сервисов нужно обучать, то это плохие сервисы: «Нам надо сделать такие интерфейсы, когда любой человек на любом устройстве может интуитивно нажать несколько кнопок и получить нужный результат. Цифровая культура должна начинаться с тех, кто создаёт эти сервисы».

Руководители регионов России поделились лучшими практиками внедряемых цифровых решений и планами по их дальнейшему развитию.
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв подчеркнул, что цифровизация должна экономить время и деньги и бороться с коррупцией, и назвал «самым большим барьером» цифровизации тот факт, что чиновники неохотно расстаются со своими полномочиями: «Никто не хочет быть просто функцией».

Его коллега из Новгородской области Андрей Никитин рассказал, что цифровизация поможет исполнить «запрос на справедливость», который есть у всех:«Приоритеты в цифровизации мы расставляем просто: там, где можно за счёт “цифры“ максимально искоренить несправедливость, мы работаем в первую очередь».

А губернатор Калининградской области Антон Алиханов привёл пример того, как цифровизация побеждает… браконьерство: «Один егерь у нас в области раньше выписывал в год три протокола на браконьеров. Когда у него появился дрон, который летает и ищет браконьеров, егерь выписал 25 протоколов за полугодие».

Предоставляя слово руководителю федерального налогового ведомства, Герман Греф особо подчеркнул мировое лидерство Москвы и этой российской службы в развитии цифровых сервисов.

«Мы начали цифровизацию с описания всех процессов Федеральной налоговой службы, их оказалось порядка 965, — рассказал глава ФНС Михаил Мишустин. —Затем провели реинжиниринг процессов, чтобы их улучшить. Потом отделили рутинные процессы от тех, в которых решения должен принимать человек. Цифровизация — это изменение правил, которое делает жизнь легче. Делает так, чтобы люди и не думали о цифровизации, получая все необходимые услуги онлайн».

В свою очередь, представитель Москвы заявил, что столица готова делиться своим «цифровым» опытом. «Предлагаем всем заинтересованным участникам объединиться вокруг создания платформы, которая на принципах команд, методологии и интеграции данных позволит регионам получать необходимые сервисы», — добавил Эдуард Лысенко.

«Очень важное заявление сделал представитель Москвы — создать open-source-продукт с открытым кодом, библиотеку решений, которую регионы смогут использовать для своих нужд», — поддержал инициативу Президент Сбербанка.

Финальное голосование было посвящено ответу на вопрос «Что вы считаете критическим фактором для цифровизации региона?». 75% участников опроса выбрали вариант «Личная вовлечённость губернатора». Два других варианта остались далеко позади: «Создание федеральным центром типовых решений для регионов» (19%) и «Выделение специального бюджета Федерацией» (6%).

«Цифровизация — это способ изменить жизнь к лучшему и уникальный шанс вывести страну на новый уровень в части качества жизни людей с точки зрения их взаимодействия с государством, экономии средств, сохранения жизни, здоровья и времени. Это наша миссия, которую можно реализовать только всем вместе», — завершил панельную дискуссию Герман Греф.

Автор статьи
Елена Сафонова
Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.