Московские студенты и "Священность оружия". В Туле открыта фотовыставка "Мишень"

Московские студенты и "Священность оружия". В Туле открыта фотовыставка "Мишень"
Фото: tulpressa

Знаете, что такое «Мишень?.. Это фотовыставка, которая открылась в Доме Крафта. На ней представлены работы студентов Школы Родченко. Руководителем и ментором проекта является фотограф Валерий Нистратов.


Тема «оружейности» Тулы была отражена на снимках студентов. Каждый прочувствовал это задание по-своему и воплощение этих чувств можно было воочию увидеть на фотоснимках в Доме Крафта. За час до официального открытия все желающие имели возможность встретиться с участниками проекта и подискутировать в неформальной обстановке. Таковых оказалось очень и очень много.

На удивление, весь зал Тульского историко-архитектурного музея был заполнен заинтересованными людьми. И это не обычные зеваки, люди целенаправленно шли именно на эту встречу, что не может не радовать. В зале не было ни одного свободного места, были даже стоявшие в коридоре, и пытавшиеся через шторку рассмотреть главных героев дискурса, вслушаться в каждый заданный вопрос и ответ. Восемь юных дарований были в центре внимания: Иван Гайдель, Анна Усякина, Максим Змеев, Борис Поспелов, Антон Андриенко, Маша Свиридова, Екатерина Балабан, Елизавета Вдовина. Главным оратором и модератором всего диалога был куратор проекта Валерий Нистратов.

Стоит отдать должное организатором, мероприятие было четко регламентировано. Ровно в 18:00 закончилась беседа, и все дружно направились в Дом Крафта. У каждого фотографа свой собственный почерк, ни один снимок не был похож на другой. На первый взгляд некоторые кадры кажутся слишком веселыми и жизнерадостными, но, тем не менее, в них заложен глубокий смысл. Перед тем как представить публике эту выставку, команда в течение месяца исследовала Тулу, дважды были выездные экспедиции. Студенты действительно прониклись тульской атмосферой и свое настроение они передали фотографиям.

Не смотря на наплыв гостей выставки и постоянную очередь к Валерию Нистратову, корреспонденту «Тульской прессы» удалось побеседовать с куратором проекта и узнать у него некоторые подробности:

- Почему «Мишень»?

Мишень – это то, во что стреляют, но в то же время, это сосредоточенность на какой-то цели. Мишень – это двоякое чувство. Мы пытались найти какое-то очень толерантное слово, чтобы оно было образом.

Плюс мишень сама по себе состоит из восьми пронумерованных кругов, в ней видна основная идея. Т.е. это территория, а также у нас восемь студентов. Визуально все совпало.

- Вы хотели сыграть на внутренних противоречиях?

Да. Мы не хотели шокировать, но мы хотели усилить противоречие в экспозиции. Поскольку «оружейность» сейчас тренд государственности, то об этом актуальнее говорить, нежели, чем о пряниках, хотя пряники тоже имеют парадигму в мифологии.

- Были сложности со студентами? Может кто-то по своим убеждениям не мог себе позволить погрузиться в тему оружия?

Да, проблемы безусловно были. Но нужно помнить, что они студенты и они работают в кураторском проекте, также необходимо понимать, что это командная работа. Особого выбора у них не было (смеется). У нас Ваня радикальнее всех отошел от работы, он снял деревья. Есть препятствие и его нужно преодолевать, используя свою фантазию.

Я чувствовал себя как ментор. Я все-таки должен следить за тем, получается ли, если нет, то поддержать, может скорректировать. Пытался их направлять в какое-то движение. Иначе это получится «сниму то, что хочу».

- Как решаете проблему, когда художнику безумно нравится работа, но вы понимаете, что это не то?

У нас вся экспозиция так сделана (смеется). Идея кураторства заключается в том, что куратор создает произведение. Он как дирижёр, представьте если оркестр сам будет играть, что тогда получится? Дирижер должен управлять.

- А как же собственное «Я»?

Это групповой проект. Я – это когда делается собственный проект, а когда приглашают в коллектив, то вы не можете сказать о своем «Я», вы его оставляете и делегируете мне свое «Я».

- Вам кто-нибудь помогал в исследовании местности?

Да-да, нам помогал Тульский историко-архитектурный музей. Связями, контактами, какими-то диалогами, уточнениями и данными. Все нам в Туле помогали.

- Вероятно не все студенты раньше бывали в Туле, было ли у них разочарование в увиденном?

Главная задача в том, что мы готовим будущих профессионалов, т.е. людей, которые не должны быть зациклены на своем настроении. Была одна девочка, у которой не получилось снять кое-что с первого раза, и она захотела уехать. Мне пришлось сделать так, чтобы она осталась. Тут уже начинаешь работать как психолог.

Студентов Школы Родченко поразила инфраструктура города:

«Для меня оружие стало медитацией. Ты видишь людей, как они идут по мосту на работу, а потом идут с работы по тому же мосту, течет река, трели птиц и все это на фоне оружия. Почему-то создается одна гармоничная картинка, но если ее разбирать по деталям, то это сюрреализм какой-то. Белые цвета, все такое пастельное, серое небо, выглядит странно. Завод у реки и такая картина живописная, так еще и гибридное место – набережная. Молодежь, подростки, кафе, развлечения, а сзади стоит завод, архаичная громадина. Такой гибрид только в России возможен, я думаю», — поделилась Маша Свиридова.

Было особенно интересно услышать мнение самих творцов. Каждый из них вносил свой, особый смысл в работы, свою идею. Один из фотографов захотел показать последствия применения оружия (шрамы, следы, увечья), а другой наоборот, прочувствовал специфику и священность оружия. Два совершенно противоположных видения, но, объединенных одной, единой концепцией. Полярность мнений и взглядов — это безусловно, всегда любопытно и интересно.

Автор фото и текста Люсинэ Малхасян

Автор статьи
Наталия Новикова
Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.