Сергей Харитонов предложил использовать механизм инициативного бюджетирования при реализации приоритетных проектов

Сергей Харитонов предложил использовать механизм инициативного бюджетирования при реализации приоритетных проектов

Председатель Тульской областной Думы Сергей Харитонов принял участие в заседании Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению.

Заседание состоялось в рамках программы мероприятий Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, которые проходят сегодня и завтра в Санкт-Петербурге.

Провел заседание Комиссии ее руководитель, председатель Рязанской областной Думы Аркадий Фомин. В повестку дня было включено пять вопросов, в том числе члены Комиссии обсудили состояние и пути повышения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, перспективы развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации, практику участия, в том числе финансового, собственников зданий и земельных участков в содержании прилегающих территорий, вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории муниципальных образований (в части создания органами местного самоуправления специализированных служб по вопросам похоронного дела), а также планы работы Комиссии на 2019 год.

Спикер Тульской облдумы Сергей Харитонов выступил с содокладом по вопросу «О перспективах развития инициативного бюджетирования в субъектах и муниципалитетах РФ». С докладом выступил заместитель председателя Комиссии, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко.

Сергей Харитонов в своем сообщении отметил, что инициативное бюджетирование в Тульской области внедряется с начала 2000-х годов. На первом этапе это были «депутатские программы», которые позволяли решать самые насущные проблемы избирателей. Субсидии из бюджета области выделялись муниципальным образованиям для проведения работ, которые инициировали жители. Это ремонт жилых домов, школ и больниц, благоустройство дворов и скверов.

– Постепенно пришли к пониманию, что благоустройство должно быть комплексным. Так родился проект «Народный бюджет». Начался он в 2013 году. Перечень работ был расширен. Обязательным стал конкурсный отбор проектов, а также софинансирование областного и муниципального бюджетов, жителей и спонсоров. Сейчас доля софинансирования населения, юридических и физических лиц, в зависимости от вида работ и категории населенного пункта составляет от 8 до 25 процентов, – сообщил Сергей Алексеевич. – Местный бюджет вкладывает от 10 до 25 процентов. Из областной казны в 2016 году было выделено 920 миллионов рублей, начиная с 2017 года ежегодно предусматривается порядка 500 миллионов рублей.

Председатель Тульской облдумы рассказал коллегам, что с 2015 года основные сервисы проекта сосредоточены на портале «Открытый регион-71». Здесь есть информация о том, как принять участие в конкурсе, есть образцы документов. На портале проходит голосование, размещается информация о том, где и какие работы проводятся, кто подрядчик. Есть фотографии объектов «до» и «после».

За время существования проекта решено более 4 тысяч вопросов. Существенно расширен перечень работ. Сегодня это 13 наименований, включая муниципальные объекты ЖКХ и автодороги, учреждения культуры и образования, места массового отдыха, территории объектов культурного наследия и другие.

«Народный бюджет» Тульской области становился победителем Всероссийского конкурса лучших практик в категории эффективное бюджетирование. Однако этот проект не единственная форма инициативного бюджетирования в Тульской области. Есть успешный опыт проведения конкурса «Мой любимый дворик». Грантовую поддержку получают органы ТОС.

Прорыв в этой сфере позволила сделать инициатива Президента – программа «Формирование комфортной городской среды». Она позволила реализовать более крупные проекты.

– Тысячи жителей участвуют в инициативном бюджетировании. Однако основной актив – это старшее поколение. Важная задача – вовлекать молодых людей. Как их заинтересовать? Ищем современные форматы. Помогает наш Молодежный парламент. Например, они разработали для сверстников игру «ЖКХлогия», проводят турниры, – рассказал Сергей Харитонов. – И еще предложение. Задачи, которые решаются в рамках «Народного бюджета» и региональных проектов, разработанных в рамках национальных приоритетов, не просто созвучны, они практически едины. Например, региональный проект «Чистая вода» предусматривает строительство и реконструкцию десятков объектов водоснабжения и водоотведения. Предлагаю рассмотреть возможность использования инструментов инициативного бюджетирования при планировании и реализации подобных проектов.

По итогам обсуждения всех вопросов повестки дня приняты решения. В частности, в решении, принятом по вопросу об инициативном бюджетировании содержится рекомендация Министерству финансов Российской Федерации учесть ряд прозвучавших на заседании предложений при разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Например, установить, что проведение конкурсного отбора и оценка целесообразности реализации инициативных проектов возлагается на коллегиальный орган (комиссию), формируемый местной администрацией, порядок организации и деятельности которого устанавливается представительным органом соответствующего муниципального образования. Также предлагается закрепить в законе, наряду со средствами самообложения граждан понятие «инициативных платежей», под которыми понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплачиваемые на добровольной основе в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях реализации инициативных проектов. Еще одно предложение – предусмотреть, что направления расходования инициативных платежей, механизм общественного и местного публично-правового контроля за их расходованием устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (решением схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа).

При разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» предлагается закрепить механизмы возможного софинансирования инициативных проектов за счет средств местных бюджетов, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета; исключить инициативные платежи из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, что позволит обеспечить направление указанных средств исключительно на реализацию инициатив жителей по решению конкретных вопросов местного значения, исполнению иных полномочий и реализацию предоставленных прав на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местною значения (статья 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации); в целях недопущения нарушения принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов предусмотреть, что межбюджетные трансферты могут предоставляться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам для финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования, возникающих при реализации инициативных проектов, только в форме субсидий.

Предлагается также рассмотреть возможность расширения отраслей экономики и социальной сферы, в которых приоритетные проекты могут реализовываться с применением механизмов инициативного бюджетирования.

В итоговом решении Комиссии содержатся и другие инициативы законодателей. Документ будет направлен в Государственную Думу, Совет, в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Общероссийский конгресс муниципальных образований, Всероссийский совет местного самоуправления и Общенациональную Ассоциацию территориального общественного самоуправления.

Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.