Антон Долин: Лучшие фильмы о войне - это те, которые делают войну невыносимой

Антон Долин: Лучшие фильмы о войне - это те, которые делают войну невыносимой
Фото: Александр Воронин, пресс-служба кластера «Октава»

Известный российский журналист, кинокритик Антон Долин представил в тульской «Октаве» нашумевший российский фильм «Война Анны».

Зал, как это уже принято на мероприятиях кластера, оказался забит до отказа. Причём, публика собралась разная: и пенсионеры, и школьники. Стоит ли удивляться, ведь речь должна была пойти о событиях,  которые затронули каждую российскую семью — Великая Отечественная война. Вместе с тем, фильм «Война Анны» рассказывает ещё и о холокосте — теме, которую много-много лет отечественное искусство  затрагивало лишь по касательной.

Фильм снял молодой режиссер Алексей Федорченко. Картина уже успела собрать достойные награды и отличные отзывы не только критиков, но и зрителей. В главной (считай, единственной) роли -  маленькая девочка Марта Козлова. Она играет свою ровесницу — Анну. Семья Анны была расстреляна нацистами на оккупированной земле, но девчушке удалось выжить. Она попадает в немецкую  комендатуру, где прячется в трубе неработающего камина. И здесь начинается история её выживания, ей личной войны.

«Эта картина прекрасно своим абсолютным минимализмом, — поясняет зрителям Антон Долин. — Пытаясь впечатлить зрителей тем, какие ужасы человечество пережило за время войны, кинематографисты  всё время что-то добавляют: ещё больше бюджет, ещё больше массовки, ещё больше спецэффектов. В то время, как война на самом деле — это не прибавление. Опыт войны — это вычитание.

Девочка лишилась всех, она лишилась родных, и пространство её жизни сужается, вычитается: она оказывается в той самой каминной трубе. Ей некуда двигаться, ей нечего есть. Она не может говорить».

Кстати, изначально у фильма всё же были диалоги, но по мере написания сценария авторы поняли, что диалоги здесь не нужны, и их убрали. Даже имя главной героини мы узнаём только из титров. Весь  фильм же видится нам её глазами: обрывки речи на разных языках, сцены из жизни — всё это подсмотрено Анной через щель в каминной трубе.

Антон Долин приводит две параллели, которые рождаются сами собой во время просмотра этого фильма. Это и «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Ведь мир Анны тоже оказывается искажен, сама же она вынуждена прятаться и видеть всё будто по другую сторону зеркала, оставаясь невидимкой для остальных. И вся история её борьбы за жизнь — это будто наваждение, длительное падение в кроличью нору — нужно лишь потерпеть и не терять силу духа.

Вторая параллель — это, конечно, «Дневник Анны Франк» — записи, оставленный девушкой, переведенные на многие языки. Она вела его в тяжёлые дни войны, пока так же пряталась и пыталась выжить, но в итоге была схвачена и казнена.

Стоит ли удивляться, что все героинь зовут Аннами? Да, вспомните, ведь в самом первом переводе «Алисы в Стране чудес», сделанном Владимиром Набоковым, Алису он нарекает Аней. У «Войны Анны»  есть и реальный прототип, история, в которой борющуюся за жизнь девочку зовут Адой. Но Федорченко решил, что «Война Ады» — будет уж чересчур и переименовал героиню в Анну. И так всё сложилось  окончательно, хотя сам режиссер уверяет, что нарочно никаких параллелей не задумывалось.

«Лучшие фильмы о войне — это те фильмы, которые делают войну невыносимой», — считает Антон Долин.

И «Война Анны» в этом очень показательна. С одной стороны, картина получилась метафоричной, сказочной, с другой — пугающе реалистичной и эмоциональной. Мы проживаем всю борьбу за жизнь маленькой девочки вместе с ней. А финал… остаётся открытым.

Туляки картину восприняли по-разному. Во время обсуждения, которое состоялось после фильма кто-то откровенно заявил, что кино ему не понравилось, кто-то наоборот остался в восторге. Не обошлось, разумеется, и без вопросов. Так, одна из участниц встречи спросила, работали ли с Мартой Козловой психологи — ведь ей досталась тяжёлая роль. Долин пояснил, что с Мартой всё хорошо, и она, действительно, сыграла эту роль, пропустила её через себя, при этом понимая свои задачи и понимая, что это кино. Девочка уже не раз выступала перед публикой и поразила зрителей своими взрослыми не по годам рассуждениями.

Другая зрительница поинтересовалась, как восприняли эту картину ветераны и реальные участники боевых действий. Не показалась ли она им легкомысленной и нереальной? Долин рассказал, что фильм показывали ветеранам, и с их стороны было две реакции: одни уходили сразу, потому что смотреть такое тяжело, тем более, когда главный герой фильма — ребенок. Другие смотрели до конца и отзывались о «Войне Анны» крайне хорошо.

«Мы всё время занимаемся рефлексией на тему прошлого», — говорит кинокритик.

Это свойственно русскому народу, поэтому тема войны актуальна до сих пор, она не перестаёт волновать нас и затрагивать за живое. Но иногда рассказ, созданный через образ, через метафору может оставить более сильные впечатления и донести смысл глубже, чем реальная история. И через образ проще понять и прочувствовать, что война — это страшная трагедия, которую человек встречает и проживает в одиночестве. Но сдаваться не стоит, как не сдалась Анна.

Фильм будут показывать в российских кинотеатрах всего несколько дней в преддверии 9 Мая. В Туле картину можно будет увидеть 9 и 10 мая в «Киносити».

Автор статьи
Наталия Новикова
Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.