Немое кино 20-х и приемы, которыми пользуются и по сей день

Немое кино 20-х и приемы, которыми пользуются и по сей день

фото https://www.2do2go.ru/

Официально кинематографу 120 лет, однако многие эксперты сходятся во мнении, что кино в привычном понимании зародилось век назад.

По словам историка кино и режиссера Данилы Кузнецова, первые шедевры, которые определяют кинематограф, появились после 1919 года. Давайте посмотрим на 100 лет кино через призму десяти выдающихся лент, каждая из которых иллюстрирует конкретную эпоху. Сегодня мы расскажем об эре черно-белого, немого, но невероятно выразительного, волнующего и глубокого кино 20-х годов.

Немое короткометражное

Эти фильмы показывают основные тенденции не только на уровне зрительского, но и на уровне авторского кинематографа. В качестве примера можно привести созданный гением Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля фильм "Андалузский пес" (в оригинале — "Un chien andalou"). Год — 1929.

кадр из фильма "Андалузский пес"

То время историки кино окрестили эпохой, когда и в живописи, и в театре искусство забывает о зрителе и прямо говорит — «мы усложняем язык». Маятник качнулся вглубь. Тогда же активно начал развиваться и монтаж лент.

Более того, тот же Дали мечтал, чтобы кинематограф был тактильным, чтобы бежала лента и зритель чувствовал ее фактуру. [Забегая вперед, можно сказать, что мечты художника частично осуществят в 50-х, когда в эру популярности ужастиков кресла в кинотеатрах будут трястись для большего погружения зрителя в события на экране и повышения эффекта присутствия]

Также характерно для кино 20-х отсутствие скрытого смысла. Фильм — это сон.

«Мертвые ослы на рояле — это просто мертвые ослы на рояле», — говорит Кузнецов.

В 20-е в кино пришли типичные монтажные переходы, работающие на формирование образа. Монтажный язык позволил не только создать героя, которого не существует, но и поместить зрителя в пространство, которого нет.

Великий советский режиссер, теоретик кино и педагог Лев Кулешов говорил о "творимой земной поверхности" — приеме, когда герой выходит в одном месте и тут же оказывается в другом. Например, покидает квартиру и тут же переносится на берег моря.

Кадры из фильма "Андалузский пес": выход из квартиры на берег моря

Кузнецов подчеркивает, что этим приемом пользуются и по сей день. Допустим, эпизод в квартире может сниматься на студии в одном городе, а выход героя из помещения и окружающая его среда — вообще в другой стране.

"В литературе это будет не так эффектно, но в кино идет подмена реальности, там есть вера в происходящее и погружение"

И тот же монтаж во французской ленте "Страсти Жанны Д’Арк" 1928 года намеренно уничижает пространство.

кадр из фильма "Страсти  Жанны Д’Арк": пространства почти нет

Таким образом, немое кино опиралось на монтаж, что позволило изобрести тогда большинство монтажных техник, которыми пользуются и по сей день.

Автор статьи
Полина Степанова
Загрузка...
Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.