Исследователи и аналитики считают, что в гибели туристов может усматриваться мистический след.
Есть данные, что в засекреченных пока материалах расследования, как раз конфликт с аборигенами и фигурировал в конце 50-х годов прошлого века, как одна из приоритетных версий этой жуткой трагедии.
Фигурантами выступали 9 мужчин одного из влиятельных родов манси. Были данные, что этот клан известен большим числом могущественных шаманов. Но советские правоохранительные органы эту версию отмели, закрыв дело и сочтя причиной массовой гибели людей из группы Дятлова стихийную силу, которую преодолеть они не смогли.
Не так давно, мансийский след проявился вновь при весьма примечательных обстоятельствах.
В 2016 году мансийская версия неожиданно всплыла снова. При расследовании криминального эпизода с использованием гладкоствольного оружия свидетель показал, что ружье он выменял у в 1981 году у охотника-ханта.
Приводились слова охотника-аборигена в пьяной беседе: "Мы здесь хозяева. Если кто-то что-то сделает, мы их накажем. У нас туристы были, они разграбили наше священное место. Когда наши шаманы узнали это, они собрались, с собой охотников взяли, и стали мы за ними следить. Ночью проделали дыру в палатке. Шаманы запустили туда дурман какой-то. А мы с охотниками окружили это все, и когда им там плохо стало, вытащили из палатки и угробили всех".
Есть нюанс. Этого человека, упоминавшего историю убийства туристов, называли хантом. А местность, где на самом деле погибла группа Дятлова, является территорией мансов.
Эксперты склонны считать, что свидетель перепутал и не был силен в особенностях территориальной принадлежности этих национальностей.
Но — слово прозвучало.
Маршрут группы Дятлова пролегал от рудника Второй Северный на северо-восток до горы Отортен. Далее по радиусу на вершину и вдоль хребта Поясовый Камень до горы Ойкачахль. Потом — на восток где группа должна была к поселку Вижай. Это — территории мансийских земель.
Выводы экспертов основаны не на пустом месте. Если есть желание лично убедиться, можно проштудировать литературу. Например, книгу «Мансийские оронимы Урала». И сравнить данные с тем туристическим маршрутом, который наметила группа Дятлова.
Сложно-произносимые названия вершин и географических точек приводить не будет, кому надо найдут их сами в книге.
Не опровергаемый факт. Всего в километре с небольшим урочища, впоследствии названного "перевалом Дятлова" есть гора Солатчахл высотой над уровнем моря 1096 метров.
Так вот, в книге «Мансийские оронимы Урала» эта вершина называется Хōлат-Сяхл, и название произошло от слова хōлат – мертвецы.
Исследователь формулирует разные возможные пути образования названия горы. Но суть одна — это священное для манси место. И для чужаков — это запретная зона, безопасность которой могла соответствующим образов обеспечиваться и в наше время тайными людьми и тайными способами.
Так ли это? Возможно, ясность будут вносить новые выводы экспертов и выводы исследователей.
Автор работы Слинкина дает основания полагать, что маршрут туристов по главе с Игорем Дятловым пролег через места, которые являлись для местных по-настоящему священными.
Более того, есть версия, что еще на подходах к Ауспии дятловцы заглянули в Ушминскую пещеру, которая тоже является мансийским святилищем.
Исследователь опосредованно отрицает шанс того, что резню с уральскими туристами, которых могли принять за угрозу местам культа, могли устроить местные.
Слинкина так пишет о возможных причинах этой жуткой и странной истории: "… местные жители склонны связывать события на Хōлат-Сяхл с легендой о лесных духах-великанах мēŋквах, о которых они предупреждали тех туристов. Они живут и поныне в другом пространственном измерении. Мы не одни в Галактике и на Земле…"
Верить ли словам, большой вопрос. Как известно, истина где-то рядом…