Историю парохода «Челюскин» в наше время помнят уже не все…
16 июля 1933 года судно вышло из Ленинграда. Перед его экипажем стояли задачи отработать трассы Северного морского пути, а также — сменить зимовщиков на острове Врангель.
"Челюскин" был затерт по льдах. Корпус парохода на выдержал натиска льда, и уже к февралю следующего года — «Челюскин» начал тонуть.
Пароход был собран в Дании по заказу Советского Союза. При отплытии команду составляли учёные моряки и студенты, проходящие на корабле практику. Также были корреспонденты, художники и кинооператоры, которые освещали экспедицию. Некоторые даже не смогли расстаться с женами и отправились в путешествие с ними. С собой мореплаватели взяли тёплые вещи, еду на полтора года, палатки и спальные мешки.
Руководителем экспедиции стал Отто Юрьевич Шмидт.
Сразу после отплытия из Ленинграда у прохода обнаружились дефекты, поэтому ему пришлось зайти в порт Копенгагена, где он и был изготовлен. Там все неполадки были устранены.
Далее путь прохода проходил через Мурманск. Там на судно поместили два разобранных дома и разведывательный самолёт Ш-2.
На маршруте экспедиции также встретился необитаемый остров. Им оказался ранее открытый Остров Уединения. Как оказалось, его местоположение на картах было указано неверно и команде удалось выявить ошибку.
Первые повреждения «Челюскин» получил в Карском море от льдин. Пришлось вызывать ледокол «Красин», на которые загрузили 1000 тонн угля, чтобы разгрузить пароход, и он мог продолжить движение.
После чего состав команды немного пополнился: у геодезиста прямо во время экспедиции родилась дочь. Её назвали в честь Карского моря, в котором она родилась – Карина.
Наконец 1 сентября судно достигло мыса Челюскин. Там некоторая часть команды посетила полярную станцию.
В Чукотском море пароход снова оказался в льдинах, из-за чего кораблю пришлось 4 месяца дрейфовать.
13 февраля 1934г. корпус «Челюскина» не выдержал. Пароход тонул 2 часа.
Единственной жертвой этой трагедии стал Борис Могилевич – завхоз, который решил покинуть корабль самым последним, но был придавлен бочками.
Остальная же часть экипажа эвакуировалось на льдину: 104 человека, из которых было 10 женщин и двое детей. Эти люди в течении месяца жили в палатках при температуре -33 градуса. Питались супами и кашами, иногда выдавали мясо и сало свиней, которые были убиты при крушении корабля. Вечерами слушали патефон и читали друг другу лекции.
Лагерь был обнаружен 5 марта летчиком Анатолием Ляпидевским. Оказывается, в Москве сразу же после случившейся трагедии создали спасательную экспедицию. Эвакуация пострадавших длилась целый месяц.
Через два месяца после крушения, 13 апреля были вывезены последние 6 человек и 8 собак. Членов экипажа затонувшего парохода отправили на Камчатку, а уже оттуда на поезде в столицу.
19 июня Москва торжественно встретила челюскинцев и их спасителей на Белорусском вокзале. Грандиозные мероприятия плавно перетекли в Ленинград.
Летчиков, участвовавших в спасательной операции, наградили званием Героев Советского Союза.