Вы только посмотрите на это: пять лучших короткометражек о феминизме

Вы только посмотрите на это: пять лучших короткометражек о феминизме
Фото: oktava.ru
5 сюжетов, 75 минут хронометража и одна тема - женщины.

19 июня в Творческом индустриальном кластере «Октава» прошел показ короткометражных фильмов The future is female. Отобранные редактором «ГЛАВКИНО» Андреем Щеголевым фильмы объединены под одной – хрупкой и важной — темой. Женской темой.

Все пять короткометражек показывают сильных и независимых, в то же время ранимых и чутких женщин, которые живут вопреки – вопреки стереотипам и традиционному укладу, вопреки мужскому мнению, вопреки самим себе.

Примечательно, что только одна из пяти картин – российского режиссера. Наверное, это обусловлено тем, что наша страна, в общей своей массе, все еще не готова к прогрессивному феминизму. Но обо всем по порядку.

Тема феминизма за последние несколько лет стала чуть ли не смыслом жизни для многих женщин в мире. Да и почему бы нет?

Слишком долго людей делили по гендерному признаку, и явно не в пользу «слабого» пола. Но женщины смогли доказать, что они ничуть не слабее, а где-то даже сильнее мужчин. Последние же не боятся проявления собственных чувств – неужели гендерные границы, так мучительно долго ущемляющие женщин, стираются?

И пока во всем прогрессивном мире феминизм стал образом жизни, в России о нем говорят, кажется, стыдливо прикрыв глаза. Мы сейчас говорим не о блогерках, несущих знания о женском равноправии в народ, а о массовой культуре – кино, музыке, литературе.

В искусстве Россия все еще традиционна. Муж – глава семьи, жена сидит дома и воспитывает детей. Мужчина – главный, сильный и решительный, а женщина – слабая, хрупкая и чувствительная. Хотите немного феминизма — вот вам немного отношений между героями, он же про это. Много ли вы с ходу назовете российских фильмов, где все иначе?

Такая преданность традициям играет с нами злую шутку. Пока весь мир снимает интересное кино, охватывая множество форматов и тем, наши «маститые» режиссеры топчутся на одном месте, загоняя себя же в строгие рамки. Эксперименты – они же для молодых и отчаянных.

Но вернемся к нашему кино про женщин. Здесь нет заезженных в кинематографе образов а-ля «сексапильная подружка главного героя» или «роковая соблазнительница»: все героини похожи на нас, из реальной жизни, а не только на молодых конвенциальных красавиц.

В этих картинах в центре сюжета – женщины разного возраста и национальности. Подростки, молодые девушки, взрослые женщины – они абсолютно разные, но похожи в одном. Им просто необходимо доказать окружающим свою силу и решительность, при этом оставаясь самой собой.

«Тема феминизма – одна из основных, магистральных для режиссеров короткого метра. Все фильмы, которые будут показаны сегодня – простые, зрительские, ориентированные на публику.

Картины посвящены теме того, как женщина оказывается в той или иной ситуации, позиции, насколько ей тяжело жить в мужском мире и что делать, чтобы это исправить», — пояснил Андрей Щеголев.

Fuck you. Режиссер: Аннет Сидор, Швеция

Абсолютно новая короткометражка, показанная в мае на кинофестивале SUNDANCE FILM FESTIVAL.

Элис встречается с Йоханом, но не чувствует себя достаточно свободной в этих отношениях — то ли из-за цвета кожи, то ли из-за того, что она – девушка, но, скорее всего, неудобства причиняет всё вместе. Однажды гуляя с подругами, она крадет из секс-шопа фаллоимитатор, предлагая парням, не воспринимающим Элис всерьез, воспользоваться им по назначению.

Только вот мужчиной в этот раз станет сама Элис. Пойдут ли на такой эксперимент парни – нужно смотреть.

 

«Только посмотрите на нее». Режиссер: Горан Столевски, Македония

Сюжет этой короткометражки сильно перекликается с другой известной македонской картиной «Бог есть, его зовут Петруния», только вот в коротком метре героиня – молодая девушка, старшеклассница.

Она не желает мириться с существующим положением вещей в мире, где за женщиной закреплена строго определенная роль. Девушка решает доказать свое право быть равной, приняв участие в мужском религиозном обряде – нырнуть в холодное озеро за крестом.

Ее соперники – взрослые и сильные мужчины, одноклассники, надсмехающиеся над ней, ее семья с неизлечимо больным отцом и главный, самый опасный – традиции, которые нельзя нарушать.

 

Push It. Режиссер: Юлия Телин, Швеция

Иногда даже если ты лучший, тебе не победить, особенно если ты девочка.

Хедда изо всех сил пытается быть лучше Адама, но все равно проигрывает. Потому что мальчики иногда играют не по правилам.

Злую шутку с Хеддой играют ее явные романтические чувства к сопернику. Он это чувствует и пользуется, но стоит только девочке стать сильнее, Адам быстро отходит в сторону и «прячется».

 

«Стая». Режиссер: Фанни Овесен, Норвегия

Группа девочек пубертатного возраста, играя и борясь друг с другом за лидерство, устраивают хаос в публичном бассейне.

Они забегают в мужской душ и сауну, вызывая чувство стыда и унижения у взрослого мужчины. Они раскрашивают и практически уничтожают женский манекен в купальнике.

Эти девочки не понимают, что делать с их внезапно проснувшейся женской энергией – то ли соревноваться между собой, то ли объединиться против всего мира.

 

«Эс как доллар, точка джи». Режиссер: Оксана Михеева, Россия

Это фильм о том, как в 2030 году открылось агентство по сдаче мужей в аренду. Мужчина здесь ― ходячая функция, переходящее тело, расходный материал.

Анна, главная героиня в исполнении Михалковой, готова жить с одним-единственным, и даже решается на хитрость, но план рушит муж, которого, кажется, устраивает быть арендуемым.

Глупую женщину не понимают – зачем ей держаться за какого-то там мужичонку?! Любовь – не смешите, ее в будущем нет. Есть только базовые потребности, которые нужно удовлетворять.

Эта короткометражка будто рассказанный анекдот – вот ты посмеялся, а осадок остался. И дело даже не в том, что феминизм здесь ограничен рамками отношений между мужчиной и женщинами.

Здесь как раз та стыдливость и опущенные глазки, про которую мы говорили ранее. Слишком уж тут все утрированно и гиперболизировано по сравнению с иностранными картинами. «Эс как доллар, точка джи» то ли высмеивает сам феминизм, то ли наше непростительное невежество.

Интересно, что немногочисленным мужчинам понравилась именно эта короткометражка – говорят, смешной фильм получился, несерьезный. Это и наводит на грусть…

Автор статьи
Ксения Малахова
Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.