Как сделать город комфортным для всех и получится ли это у Тулы - мнение урбаниста

Как сделать город комфортным для всех и получится ли это у Тулы - мнение урбаниста

Считаете ли вы, что Тула — это город возможностей, и ему есть куда стремиться? Но не в плане расширения, а в плане улучшения и развития городской среды.

Полагаю, да. Но не думайте, что все так плохо только у нас – подобные проблемы можно найти и в Калининграде, и в Пензе, и во Владивостоке. В каждом населенном пункте России жители задаются одними и теми же вопросами. И все они, охватывая различные сферы повседневной жизни, так или иначе связаны с формированием и использованием городской среды.

Могут ли городские пространства быть спроектированы так, чтобы угодить всем – и пешеходам, и автомобилистам, и детям, и взрослым? Как найти оптимальный баланс интересов разных групп пользователей? Зависит ли успех проекта от менталитета и климата?

Гонконг

На все эти вопросы ответил урбанист, руководитель Центра организации дорожного движения по развитию и совершенствованию велосипедного и пешеходного пространства, выпускник института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — словом, эксперт в городской среде — Артур Шахбазян. Он выступил с лекцией о создании комфортных городских пространств в, наверное, самом подходящем для этого месте – Творческом индустриальном кластере «Октава».

Очень важная среда

Для начала, говорит Артур Шахбазян, необходимо понять, что скрывается под термином «городская среда».

Любой большой город — это разноцветная мозаика. В нём соседствуют не только различные слои населения и социальные группы, но и разные зоны функционирования.

Кажется, что у архитектора свое видение того, как нужно обустроить город, и как будет выглядеть его общая картинка. Для экономистов благоустройство важно как источник дохода. У экологов своя точка зрения; у социологов — своя. Каждый специалист видит в городской среде свои приоритетные моменты и имеет абсолютно отличающееся от всех остальных мнение.

На самом деле, среда рассматривается лишь с той позиции, насколько в ней комфортно и удобно жить. Горожан в первую очередь волнует собственное жилье, во вторую очередь — инфраструктура: детские сады и школы, дороги и транспорт. Чем больше рядом разных сервисов и объектов — социальных, культурных, образовательных, торговых, развлекательных, которые можно использовать для своих повседневных нужд, тем выше качество городской среды, а следовательно, и жизни.

Значит, городская среда складывается из жилья и общественных пространств, то есть территорий, открытых для всех. Создание и работа с такими пространствами имеет свою специфику, поэтому, как утверждают эксперты, нельзя допускать бессистемное развитие городов.

Места общего пользования?

И вот вопрос, где их искать, эти общественные пространства? Ответ очень простой – везде. В городе им может быть что угодно – при условии общедоступности и открытости для всех.

Артур Шахбазян называет три типа общественных пространств: транзитные, социальные и смешанные. Остановимся на каждом из них.

Транзитные – это «чистая» инфраструктура, то есть пространства, которые носят только лишь функциональный характер. Это могут быть транспорт, подземные переходы или аэропорты – впрочем, дополнить этот список можно.

Социальные – это так называемые точки притяжения: парки, набережные, скверы. То есть все те места в городе, где могут собраться люди – для досуга или общения.

Третий тип общественных пространств – самый распространенный – смешанный. Сюда можно отнести площади, перекрестки и улицы. Естественно, таких пространств абсолютное большинство, но и типология пользователей здесь значительно шире, чем в двух предыдущих.

Стамбул

Снова вопрос. Кто же они – эти таинственные пользователи? Пассажиры общественного транспорта, пешеходы, водители – и вот незадача, потребности одних групп тут же противоречат потребностям других.

Развитие города, по-настоящему комфортного и современного, — это не просто нарисованные схемы на бумаге. К его развитию нужно подходить стратегически, прогнозируя будущее общество и его потребности, который этот город и будет решать.

Поэтому перед проектировщиком городских пространств стоит важная и оттого сложная задача – найти баланс и создать то место, в котором будет комфортно каждому. Ведь идеальное общественное пространство – это то место, где любой житель города сможет найти себе занятие.

Достичь идеала

В правильном общественном пространстве собираются не только студенты или местные жители, там встречаются все и сразу: туристы, родители с детьми, покупатели, работники из соседних офисов. И каждая из этих групп должна чувствовать себя комфортно.
С чего же начинается проектирование идеального, со всех сторон, общественного пространства?

Проект Триумфальной площади в Москве

Проектирование необходимо начинать с функционального зонирования, считает Артур Шахбазян. Это позволит пространству быть востребованным у разных групп населения, при этом, не ущемляя чьи-то интересы.

Понять, что именно нужно в данном месте можно только с помощью исследований или же анализа. Методик существует огромное множество – например, наблюдение. Вот интересный факт: в середине прошлого столетия студенты институтов считали пассажиров общественного транспорта – в часы пик или в промежуточное время. Можете не верить, но эта методика была признана одной из самых эффективных.

Потом, на основании результатов исследований и изначальной концепции, готовится проект.

Урбанист уточняет, что в рамках разработки есть пять обязательных приоритетов – безопасность, комфорт, скорость, эстетика и экономический эффект.

1. Важно не просто делать пространство безопасным, но заложить в проекте программирование безопасного поведения. Так нарушители дорожного движения будут держать себя в рамках, а это может спасти чью-то жизнь.

«Есть хороший лайфхак: если улицы удобны и безопасны для детей, то они удобны и безопасны для всех», — рассказал Артур Шахбазян.

2. Общественное пространство не может быть некомфортным. Иначе оно не будет востребованным, не будет функционировать в полную силу. Вы же не носите неудобные туфли? Также и здесь.

3. Скорость. Правильно спроектированное общественное пространство – площадь, перекресток или улица – должны экономить время жителей, и, возвращаясь к предыдущему пункту, сделать их перемещения более комфортными.

4. С эстетикой внешнего вида всё более-менее понятно.

«Но стоит помнить, что не всё красивое функционально. При правильно спроектированном пространстве даже самые обычные формы будут притягивать взгляды», — пояснил Артур.

5. Экономический эффект. Когда бизнес вливается в общественные пространства – выигрывают все. Бизнесу – прибыль, власти – заплаченные налоги, жителям – стабильная экономика города. Конечно, бывают и минусы, но иногда приходится чем-то жертвовать?

Как итог, хорошо отработанный проект и не менее хорошее его исполнение позволит всему пространству функционировать как единый механизм.

Есть еще один нюанс. Следует помнить, что общественное пространство – это инкубатор будущего развития. Ведь мало кто может сказать заранее, что именно в городе «зайдет», будет пользоваться популярностью.

Региональный потенциал

Несколько лет назад в Туле никто даже и не задумывался о комфортной и безопасной городской среде. Мы постоянно экспериментировали: убирали трамвайные пути, делали улицы односторонними, добавляли остановки в центре проспектов, жаловались на пробки, лихие маршрутки, бесконечные торговые центры, «точечные» жилые застройки и огромные недострои в историческом центре.

Проект «Тульская набережная»/АБ Wowhouse

Тульская набережная/пресс-служба администрации Тулы

Мы много говорили о комфортной городской среде, но мало понимали, что нас ожидает в итоге. Будет ли похожа Тула на все остальные города, которые захватила волна урбанистических трендов? Или новые проекты так и останутся белой вороной посреди суровых тульских многоэтажек?

В погоне за современными трендами и кардинальными изменениями мы, кажется, забыли о том, что городская среда не может быть комфортной только в локальных зонах. Благоустраивая Советский район, не стоит забывать о Заречье или Пролетарском.

Тульская урбанистика — поэтапная. Новые тренды удачно вписываются на отдельно взятых улицах, но еще мало вписываются в общий ландшафт города. Отреставрированная и по-открыточному чистая улица Металлистов не сочеталась с расположенными буквально под боком заброшенными дворами и покосившимися домами на Благовещенской – и вуаля, реставрация исторического центра Тулы уже идет полным ходом.

Совсем скоро оружейная столица заиграет новыми красками, и кто знает, может это и будет наша идеальная городская среда.

Загрузка...
Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.