Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

«Нечего скрывать» в Музее станка: миссия «восхищать» и театр среди экспонатов

"Нечего скрывать" - это проект ИА "Тульская пресса", который призван показать, надежно ли хранятся музейные экспонаты в залах и в фондах, и насколько они защищены от преступных посягательств и подделок. Мы инициировали спецпроект после серии случаев в стране, когда музейные реликвии в разных городах страны попали в странные истории — их крали, подделывали, они пропадали.

Однако со временем наш проект значительно расширился в смысловом понимании. Мы уже написали про драгоценные хранилища Музея оружия, про заботу о «живых экспонатах» Тульского зооэкзотариума, а сегодня расскажем, пожалуй, про самый необычный и самый технологичный музей не только в Туле, но и в России. Да-да, это он — молодой, но уже легендарный Музей станка в творческом индустриальном кластере «Октава».

Как будет обновляться мультимедийный музей? Где грань между экскурсией и театром? И правда ли, что для появления некоторых станков в Музее пришлось разбирать стену? Обо всём это мы поговорили с директором Музея станка Евгений Бабакаевой.

 

Станок – это точка перемены

Что такое музей? Место, где хранятся уникальные объекты, представляющие какую-либо ценность. В тульском Музее станка такие объекты имеются – это понятно из названия. Но отнюдь не они представляют смысловое ядро экскурсии. Каждый станок — настоящий, со своей историей и значимостью — всё же не ядро внимания посетителей, а отправная точка, вектор того или иного исторического события, символ своей эпохи, предмет, вокруг которого складывались и менялись судьбы поколений.

«Тула – мастерская России. В нашем музее мы хотим глубже раскрыть это понятие, — поясняет Евгения Бабакаева. – И поэтому мы не говорим про станок как про изделие, что вот у него винтик, вот пружина, нет. Здесь – он точка перемены. В течение экскурсии станок предстает в различных контекстах: культурном, промышленном, социологическом, экономическом. Всю историю мы рассматриваем сквозь него.

Наша магистральная экскурсия проходит по определенному маршруту, сценарию. Всё начинается с тульско-немецкого станка, который был подарен нам ТулГУ».

 

Станки, кстати, все подлинные. Их привозили со всей страны, а восстанавливали, делали из них визуально привлекательные арт—объекты, тульские мастера – Всеволод Крючков и Егор Летунов. Конечно, нет речи, чтобы прямо сейчас выточить какую-нибудь деталь – мучить «старичков» никто не будет – как и любой музейный объект. Но во всём остальном экспонаты после реставрации приобрели нарядный, «инстаграмный» вид.

«Их миссия сейчас — восхищать», — подмечает Евгения.

Кстати, как нам рассказали, процесс собирания этих «работяг» породил байку среди сотрудников «Октавы», что один из станков оказался таким габаритным, что затащить «стального монстра» внутрь удалось только после того, как разобрали стену.

Как же живёт музейное пространство и какое у него будущее?

 

Больше, чем музей

«Особенность Музея станка – это очень крутая техническая начинка, — поясняет Евгения Бабакаева. — Она не только помогает, но и провоцирует нас быть на острие, использовать новые форматы общения с посетителями».

Пока у музея есть только один сценарий для экскурсии, но планируется разработать и другие различные темы экскурсионных программ. И одним из ближайших нововведений станет детская программа.

«Существующая экскурсия рассчитана на широкую аудиторию, в том числе она понятна и школьникам, но для детей младше 10 лет всё же этот материал тяжеловат, — рассказывает директор музея. – Поэтому мы вместе с педагогами и аниматорами готовим экскурсию специально для младшей аудитории, она будет посвящена изобретателям и новаторам».

Сейчас магистральная экскурсия длится 50 минут, поэтому тем, кто не располагает временем, предлагают познакомиться с выставкой в Зале временных экспозиций. Прямо сейчас там, к примеру, проводится бесплатная выставка «Изобретая велосипед: Тула—2019». Их, кстати, также тщательно отбирают: выставки должны вовлекать большое число зрителей и охватывать широкий исторический контекст, перекликаясь при этом с темой Музея и духом Тулы.

За порядком в залах следят медиаторы. Они подсказывают и отвечают на вопросы самых любознательных посетителей, помогают переварить специфические знания детям, устраивая для них квесты, а также проводят экскурсии по выставкам. Всего в музее работают четыре медиатора.

«Даже в таком мультимедийном музее, оснащённом высококлассной техникой, нельзя обойтись без человека, который поможет адаптироваться и подскажет, что делать», — говорит нам один из медиаторов Дарья Нехаева.

Также ещё одной фишкой музея является само его пространство, которое используется не только для проведения экскурсий, но и для постановки спектаклей. Так, резиденты кластера, арт-площадка «Барабан» успешно развернула среди экспонатов постановки «Радиозавод. Голоса» и «Мальчик, который потерял голос».

Современный музей – это уже давно не просто собрание предметов с бирками, музей должен говорить со своими посетителями, нести большую смысловую нагрузку и быть гибким, быть универсальным. Экспонаты музея не просто пылятся в витринах, а вдохновляют, рассказывают истории и дают пищу для размышлений.

Автор — Наталия Новикова

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний