€ 00,00
$ 00,00
Тула 0 °C

Война в их судьбе. Тульские конструкторы в годы войны

Война в их судьбе. Тульские конструкторы в годы войны
«Мы отмечаем юбилей Великой Победы над фашистской Германией. Наше отношение к Победе должно быть неизменным: мы должны всегда гордиться этим великим подвигом великого народа и извлекать уроки» - А.Г. Шипунов

В самом начале войны талантливые конструкторы и рабочие ЦКБ-14 (ныне КБП) изыскивали любые возможности для осуществления ремонта и приведения в боевую готовность зенитных установок под пулемёты Максима. В опустевших цехах ружейного завода, убывшего в эвакуацию, продолжал трудиться конструктор Сергей Александрович Коровин, которому удалось не только спроектировать, но и из подручных материалов создать пулемёт оригинальной конструкции, пулемёт, разивший фашистов на всём боевом пути следования Тульского рабочего полка.

Тула в годы войны

Энтузиасты-оружейники в дни осады родного города создали 82-мм миномёт, а рабочие-мастеровые смогли изготовить 18 таких миномётов, впервые испытанных в бою в районе Рождественского посёлка.

Оборона Тулы

К началу Великой Отечественной войны объём выпуска пистолета ТТ, разработанного в ЦКБ-14 конструктором-оружейником Ф.В. Токаревым, достиг более 100 тысяч штук в год. Его производство в Туле не прекращалось даже в период, когда враг стоял у стен города. За два последних месяца 1941 года рабочие ремонтных мастерских Тульского оружейного завода отправили на передовую более пятисот пистолетов ТТ. В 1942 году было изготовлено 161,5 тысячи пистолетов.

В 1938 году в СССР состоялись конкурсные испытания самозарядных винтовок, победу в которых одержало оружие Ф.В. Токарева. В дальнейшем по результатам эксплуатации винтовки Токарева в войсках в её конструкцию были внесены некоторые усовершенствования, улучшившие её боевые качества. С июля 1940 года развернулось широкое производство СВТ-40, которое продолжалось вплоть до 1945 года.

Ф.В. Токарев

Самозарядная винтовка Токарева образца 1940 года была принята также в качестве снайперской винтовки, которая отличалась от основного образца лишь кронштейном с оптическим прицелом. Ф.В. Токаревым была разработана также автоматическая винтовка, которая по своему устройству была аналогична СВТ-40, за исключением устройства спускового механизма, позволявшего благодаря наличию переводчика, роль которого выполнял предохранитель, вести как одиночный, так и непрерывный огонь.

В конце 30-х годов работы в КБ разворачивались очень быстро. Все лучшие конструкторы, а также фрезеровщики, токари и слесари были срочно переброшены на работу по проектированию и изготовлению авиационного пулемёта. Этот пулемёт применялся на всех предвоенных боевых самолётах и многих машинах периода Великой Отечественной войны. Разработанный тульскими конструкторами ШКАС по своей скорострельности долгие годы превосходил все зарубежные авиационные пулемёты. В 1937 году на базе ШКАС был создан новый авиапулемёт, Ультра-ШКАС, имевший поразительную скорострельность – 3000 выстр/мин.

«ШКАС, когда он впервые появился на знаменитом И-16, – писал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф.И. Шинкаренко, – просто поражал каждого из нас своей оригинальной конструкцией (он был без единого соединительного винта) и скорострельностью».

Много сил и энергии в организацию выпуска пулемётов ШКАС, внедрение передовых методов труда, оснащение процессов производства новейшим оборудованием вложил замечательный коллектив тульских оружейников. Заслуга советских конструкторов заключалась не только в том, что они разработали и изготовили первые в мире скорострельные пулемёты, но и в том, что они первые научно обосновали возможность получения высокой скорострельности, показали силу советской науки и способность нашей промышленности создавать оружие, по своим качествам далеко оставляющее за собой иностранные образцы.

В 1935 году начался серийный выпуск 12,7-мм крупнокалиберных авиационных пулемётов системы Шпитального и Владимирова – ШВАК (Шпитальный, Владимиров, авиационный крупнокалиберный). 12,7-мм пулемёт ШВАК оказался мощным оружием для борьбы с истребителями противника.

Бронебойное и зажигательное действие пуль ШВАК было превосходным. На основе пулемета ШВАК конструкторами была разработана 20-мм пушка ШВАК. Первые испытания пушки проведенные В.П. Чкаловым на истребителе И-16, окончательно решили её судьбу. В 1936 году была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК – первой советской системы авиационных пушек, положившей начало интенсивному развитию этого вида артиллерии.

В.П. Чкалов

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Пушки ШВАК в 1941 году были установлены на лёгкие танки Т-60, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км.

Несколько сотен таких танков принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время исторической битвы за Москву. В период войны пушками ШВАК были вооружены 37 тыс. истребителей Яковлева, 22 тыс. самолётов Лавочкина, 40 тыс. штурмовиков Ил-2 (пушками ШВАК и ВЯ). На каждый штурмовик ставилось по две пушки.

Вклад в Победу Михаила Евгеньевича Березина, как создателя авиационного автоматического оружия, сыгравшего важную роль в обеспечении превосходства в воздухе советской авиации в Великой Отечественной войне и в большей степени способствовавшего признанию тульского КБ как лидера разработки образцов военной техники, хорошо известен.

М.Е. Березин

М.Е. Березин разработал универсальный пулемёт УБ (универсальный Березина) трёх разновидностей в зависимости от места установки, пулемёт был принят на вооружение Военно-воздушных сил и являлся одним из основных видов авиационного стрелкового вооружения в годы Великой Отечественной войны.

Березин создал первую в советской авиации систему пневматического перезаряжания пулемёта, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях.

В 1944 году Березин без всяких конструктивных изменений, путём замены ствола, создал надёжно действующую 20-мм авиационную пушку (Б-20).

Пушка Б-20 при тех же начальной скорости снаряда и темпе стрельбы была почти вдвое легче своей предшественницы и незначительно отличалась от 12,7-мм пулемёта УБ. На завершающем этапе войны Б-20 находилась на вооружении самолётов Ил-2, Як-1, Як-3, Як-7. В дальнейшем она устанавливалась на самолётах Ил-10 и Ту-4. О значении образцов М.Е. Березина для Военно-воздушных сил можно судить по массовости их производства: из общего количества авиационного стрелково-пушечного вооружения, выпущенного отечественной промышленностью за 1943–1945 годы, образцы конструкции Березина составляют почти половину.

Советское правительство высоко оценило заслуги Михаила Евгеньевича Березина перед Родиной. Он награждён орденами Ленина, Суворова II степени, Кутузова I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии (1941 и 1946 годы).

Перед Великой Отечественной войной А.А. Волков и С.А. Ярцев спроектировали и отработали 23-мм авиационную пушку ВЯ-23. Штурмовик Ил-2, оснащённый пушками ВЯ-23, обеспечивал эффективное поражение бронированной техники сверху и наводил панический страх на противника, не зря немцы прозвали этот самолёт «летающей крепостью» и «чёрной смертью».

16 мая 1941 года решением правительства пушка Волкова – Ярцева была принята на вооружение авиации и рекомендована к постановке на серийное производство. Отличаясь малыми габаритами, конструктивной простотой и высокой надёжностью действия, пушка получила широкое применение на штурмовиках Ил-2, бомбардировщиках Ил-4, истребителях ЛаГГ-3. На тульском заводе освоение серийного производства пушки ВЯ было осуществлено в чрезвычайно сжатые сроки. Уже с лета 1941 года пушки ШВАК самолёта Ил-2 стали заменяться новыми мощными пушками ВЯ.

За создание мощной 23-мм авиационной пушки ВЯ Александр Александрович Волков и Сергей Александрович Ярцев в 1941 году были удостоены Государственной премии СССР первой степени.

В конце 30-х годов перед специалистами в области противовоздушной обороны ставится еще одна новая задача – обеспечить ПВО страны зенитной установкой крупнокалиберных пулемётов. Опыт подобной работы позволил конструктору-оружейнику Николаю Фёдоровичу Токареву довольно быстро создать конструкцию установки для пулемётов и попутно решить проблему точности стрельбы, стоявшую у зенитчиков особенно остро, так как стало физически невозможно одному наводчику успевать делать и горизонтальное и вертикальное прицеливание. Токарев спроектировал раздельное управление установкой, когда один наводчик управлял наводкой по горизонту, а другой – по вертикали. В 1940 году его установка, получившая название ТКБ-149, была принята на вооружение. Она широко применялась войсками ПВО в годы войны с фашистской Германией.

В сентябре 1941 года линия фронта приблизилась к Туле, и надо было обеспечить её предприятия и наиболее важные объекты надёжной противовоздушной защитой. Обком партии предложил конструктору Н.Ф. Токареву организовать рабочую группу и в самом спешном порядке разработать зенитную установку для авиационных 23-мм пушек, несколько десятков которых были законсервированы на складе. Задание обкома партии группа Токарева выполнила в невиданные до войны сроки – уже через три дня документация проекта была готова. Ещё десять дней понадобилось, чтобы изготовить и опробовать опытный образец. Первые очереди были сделаны прямо с крыши здания обкома. 18 тульских предприятий получили задание делать различные детали для установки, сборку поручили заводу НКПС имени М.И. Калинина. Вскоре новые зенитные установки Н.Ф. Токарева надёжно прикрыли Тулу от немецких бомбардировщиков.

Необходимы были решительные меры по усилению противовоздушной обороны. В числе прочих мер немалое значение имело и увеличение числа зенитных установок. Такой установкой с пулемётами, сочетающей в себе простоту изготовления с высокими боевыми качествами, явилась ЗПУ системы Н.Ф. Токарева, разработанная и изготовленная в конце августа 1941 года. В 1941 году было изготовлено 626 таких установок. Их производство продолжалось и в 1942 году.

отец и сын Токаревы

Затем Н.Ф. Токарев решил сделать бронепоезд. Для этого он взял большегрузные товарные вагоны, сделал там вторую стенку, заполнил её цементом и кремниевым булыжником, которым были вымощены улицы в Мясново за железнодорожным переездом. После этого вагоны испытывались: в бронепоезд стреляли из 76-мм пушки. Не пробивали! В вагонах сделали амбразуры, поставили пушки, пулемёты. Что дальше делать? Решили, что бронепоезд будет охранять железную дорогу Тула – Москва до Серпухова и обратно. И вот этот бронепоезд, как рассказывал Н.Ф. Токарев, как-то на переезде около станции Ревякино столкнулся с немецкой колонной, которая обошла Тулу и вышла к железнодорожному переезду. Была ночь. Темно. Немцы из опасения ехали с зажжёнными фарами. Бронепоезд шёл тихо, крадучись, в полной темноте. Из бронепоезда увидели немцев и решили прорываться к Москве. Дали залпы из всех орудий! Поражённые немцы в испуге разбежались, а бронепоезд умчался, как Николай Фёдорович говорил, тем самым воспрепятствовав кольцу окружения Тулы.

Заслуги Н.Ф. Токарева перед Родиной высоко оценены Советским правительством: он награждён четырьмя орденами, а также медалями, ему присвоено звание лауреата премии им. С.И. Мосина.

С началом Великой Отечественной войны С.А. Коровин по состоянию здоровья не смог покинуть Тулу и уехать вместе со всеми на Урал.

В цехах опустевшего оружейного завода в 1941 году, когда гитлеровские полчища подходили к Туле, он создал оригинальный образец пистолета-пулемёта под 7,62-мм патрон пистолета ТТ. Автоматика пистолета-пулемёта строилась на принципе свободного затвора. Спусковой механизм допускал ведение только автоматического огня. Питание патронами производилось из двухрядного коробчатого магазина на 35 патронов, одновременно служившего дополнительной рукояткой для удержания пистолета-пулемёта при стрельбе на 100 и 200 м.

Конструкция пистолета-пулемёта разработана с учётом производства в условиях военного времени. Он мог изготавливаться на любом небольшом предприятии, где имелось прессовое оборудование. Производство этого оружия было развёрнуто в цехах Тульского оружейного завода на оборудовании, оставшемся после эвакуации завода на Урал. Натурные испытания пистолетов-пулемётов проходили в окопах на передовой. После этого они поступили на вооружение Тульского рабочего полка, защищавшего Тулу с октября 1941 года по февраль 1942 года. В том же 1941 году для Тульского рабочего полка Коровин совместно с другими конструкторами бюро сделал и удачный 82-мм миномёт, из которого с 1 декабря 1941 года по 5 июня 1942 года защитниками города было выпущено по врагу 2 652 мины и уничтожено множество единиц вражеской техники. Конструкторская деятельность Сергея Александровича Коровина отмечена государственными наградами: орденами Красной Звезды и «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

С.А. Коровин

С первых дней войны возникла проблема: отсутствовали лёгкие противотанковые средства. В начале войны конструкторы ЦКБ-14 в срочном порядке разработали запал для бутылок с горючей смесью. Проводили испытания с В.Г. Жаворонковым, председателем комитета обороны г. Тулы, сначала в подвальчике ЦКБ, потом – за Красными воротами. Впоследствии эти запалы с успехом применялись воинами Тульского рабочего полка.

Имя Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, Заслуженного изобретателя России, дважды лауреата премии имени С.И. Мосина конструктора-оружейника Николая Михайловича Афанасьева известно многим. Замечательный конструктор, ветеран Великой Отечественной войны награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны II степени и многими медалями.

В начале войны Афанасьев настойчиво просился на фронт. Только в сентябре сорок первого года его направили в Рязань в отдельный запасной автотранспортный полк.

В декабре 1941 года Николай Михайлович был отправлен с частью в тыл, а в феврале 1943 года был отозван на полигон НИПСВО.

В то время на фронте очень часто при очередном заряжании миномёты вместо выстрела рвались в клочья. В результате погибали бойцы расчёта. Нужно было срочно решить вопрос о доработке предохранителя. Был объявлен конкурс, в котором участвовали многие конструкторы, принял участие и Афанасьев.

В 1944 году закончились испытания предохранителя от двойного заряжания 82-мм и 120-мм миномётов конструкции Афанасьева, а в мае того же года Государственным комитетом обороны было принято решение: за два месяца обеспечить все фронты этими предохранителями. Одиннадцать заводов страны напряжённо работали, выполняя это задание. Предохранители выпускали на предприятиях Москвы, Рыбинска, Ярославля и других городов. В том числе и на Тульском машиностроительном заводе.

Предохранитель конструкции Афанасьева отличался высокой надёжностью и спас тысячи жизней бойцам. Он принёс Афанасьеву славу и, надо сказать, определённое волнение. Американцы, узнав про новую разработку, попросили продать лицензию. Готовились документы. Вместе с предохранителем их отправили в Министерство иностранных дел. Но на документах И.В. Сталин написал: «Отказать».

…В 1941 году Николая Фёдоровича Макарова, впоследствии ставшего выдающимся конструктором в области вооружения, отозвали с преддипломной практики. Без защиты дипломного проекта, досрочно присвоив квалификацию инженера, его направили в подмосковный Загорск, где было организовано производство пулемётов ППШ. Макаров, как многие тогда, просился на фронт, воевать, но его не брали, умные головы нужны были родине в тылу. Начал молодой инженер свой путь с должности сменного мастера. Под руководством выдающегося конструктора Г.С. Шпагина

Николай Фёдорович участвовал в выпуске знаменитого ППШ. Шпагин научил его многому, как и другие выдающиеся создатели отечественного стрелкового оружия – В.Г. Фёдоров, В.А. Дегтярёв.

Н.Ф. Макаров

Над своим пистолетом Макаров начал работать в Вятских Полянах в декабре 1941 года. Он был очень увлечён, посвящал всё свободное время разработкам. Даже в обеденный перерыв оставался за чертёжной доской и творил. Он был уверен, что его пистолет потребуется офицерскому составу, и был прав.

В скором времени Н.Ф. Макаров стал ведущим конструктором по производству пистолетов-пулемётов.

…В Орле, где жил Аркадий Георгиевич Шипунов, впоследствии более 44 лет возглавлявший КБП, воскресенье 22 июня 1941 года выдалось тёплым и солнечным.

— Известие о нападении на страну гитлеровской Германии меня с моими 13-14-летними сверстниками буквально оглушило, – вспоминал Аркадий Георгиевич.

…Накануне мы ещё учились в школе. А в воскресенье, 3 октября, немцы уже вошли в город. Наскоро собрав кое-что из пожитков, мы с родственниками отправились вглубь страны. Мы уходили не по шоссе, а по его краю. Над нами безнаказанно, на малой высоте и с малой скоростью непрерывно пролетали гитлеровские самолеты. Порой они строчили из пулемётов и сбрасывали бомбы. Ответить мы им ничем не могли. Чтобы укрыться, нам приходилось прятаться в канавы, воронки, кусты. А в голове стучало: «Стрельнуть бы!»

Однажды их школьный военрук – в Воронеже, в 1944 году – дал классу задание: выстругать деревянные ружья для занятий военной подготовкой. Конечно, никому из учащихся возиться с этим не хотелось, и они предложили военруку принести в школу настоящие винтовки-«трёхлинейки». И буквально на следующий день принесли их столько, что хватило на весь класс. Военрук, обрадованный такому неожиданному подарку, поинтересовался:

— А пулемёт сможете раздобыть?

— А что тут сложного? – ответил ему хор ребячьих голосов.

Вскоре в окрестностях города был найден и пулемёт, из которого получилось замечательное учебное пособие.

— Тогда в считанные месяцы мы стали большими специалистами по оружейному и минному делу, – вспоминал Аркадий Георгиевич. – В окрестностях Воронежа после разминирования полей и советские, и немецкие мины лежали без какого-либо присмотра, сложенные в аккуратные штабеля. А внутренности этих мин были обычно заполнены 200-граммовыми толовыми шашками. Разве могли мы пройти мимо такого богатства! И мы своей компанией взялись за дело. Единственной трудностью для наших занятий со взрывчаткой оказалось отсутствие бикфордова шнура. Но эта проблема разрешилась неожиданно. Однажды мы увидели, как у одной хозяйки во дворе на бикфордовом шнуре сушилось белье. Мы тут же подошли к ней с вопросом: нельзя ли нам его взять? Но она согласилась отдать его нам только в обмен на такое же количество обычной верёвки. Мы чуть не закричали от радости. Предложенный обмен состоялся немедленно. Получив свой шнур, мы аккуратно разрезали его на пятисантиметровые кусочки и приступили к давно ожидавшимся экспериментам. Как заправские подрывники, мы начали бороться с корягами и пнями в лесу. Заниматься этим приходилось с большой осторожностью.

…Детство будущего всемирно известного конструктора-оружейника Василия Петровича Грязева пришлось на нелёгкие военные годы. Когда немцы отступили от Тулы, он, как и все мальчишки того времени, вместе с друзьями искал трофейное оружие и боеприпасы. На поиски порой отправлялись далеко от дома. Василий вместе с друзьями чрезвычайно интересовался образцами автоматического стрелкового оружия. Ребята увлечённо разбирали и изучали их. И постепенно настолько сильно увлеклись этим делом, что даже пытались сами изготовить что-то подобное. Так что выбор будущей профессии, можно сказать, был предопределён…

В жизни выдающегося конструктора В.П. Грязева было много интересных встреч, но ему больше импонировали встречи с военными, которые прошли горнило Великой Отечественной войны.

Только благодаря сплочённости нашего народа Победа стала возможной. А многим детям и подросткам, таким как А.Г. Шипунов, В.П. Грязев, суровое время изменило судьбу, война предопределила выбор профессии, и они посвятили свою жизнь созданию оружия, способного отражать натиск любого агрессора, защищая свой народ и Родину.

Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.