25 сентября депутаты Тульской областной Думы, городской Думы, представители НКО и общественники посетили крупные промышленные предприятия региона.
Экскурсии по предприятию «Тулачермет», автозаводу Haval и шахтам «Кнауф Гипс» стали возможны благодаря инициативе губернатора Алексея Дюмина. В августе этого года на встрече с представителями политических партий глава тульского региона предложил парламентариям лично познакомиться с работой производств.
Старейшие и новейшие
История одного из старейших заводов в Туле берет начало в 30-х годах прошлого века. Сейчас «Тулачермет» — предприятие непрерывного производственного цикла, включающее в себя 24 цеха. На заводе работают 5,5 тыс. человек, средний возраст —42 года, средняя зарплата —52 тыс. рублей.
По словам исполнительного директора Максима Гусарова, ежегодно «Тулачермет» инвестирует 2 млрд рублей в собственные мощности, экологию и в самих людей, разрабатывая образовательные программы и уделяя большое внимание работе с молодежью и ветеранами.
Конкурентов у тульского завода нет — продукция из оружейной столицы занимает 32% на рынке, что на 2% больше, чем у ближайшего соперника — «Уральской стали».
«Объемы производства сырья — около 3,5 млн тонн, по чугуну – 2,6 млн тонн в год»
В 2017 году «Тулачермет» запустил глобальный экологический проект по ликвидации гидротехнических сооружений, направленный на уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду. Реализовать проект планируют в 2025 году, общий бюджет модернизации оценивается в 1,33 млрд рублей.
Рядом с «Тулачерметом» успешно работает молодое производство прокатной стали «Тулачермет-Сталь» — один из двух обладателей уникального электрофильтра сухого действия в мире, минимизирующего выбросы в воздух. Второй такой фильтр стоит на производстве в Индии. Также «Тулачермет – Сталь» отличается более современным обустройством сооружений — сотрудники завода фактически не находятся на улице, передвигаясь по теплым переходам между зданиями.
Работы по строительству начались в августе 2020 года. На территории было перемещено 5 млн тонн земли, ландшафт местности в 36 гектаров использовали для правильного расположения 46 объектов. Отметим, что сам завод довольно компактный — застроены 70% территории. Для «Тулачермет-Стали» использовали 60 тыс. тонн металлоконструкций и 320 тыс. кубометров бетона.
«Если представить это в других объемах, например, металлоконструкции — в железнодорожных грузовых вагонах, то получилось бы расстояние от Тулы до Новомосковска. А если представить бетон в масштабных сооружениях, то вышло бы два стадиона «Спартак» в Москве», — рассказал представитель «Тулачермет-Стали» Илья Овчинников.
Завод может выпускать не только готовый прокат, но и заготовки. Так, на внешний торговый рынок Кипра, Алжира и Турции было продано порядка 200 тыс. тонн заготовок.
«С момента установки чугуна через 1,5 часа мы можем получить любую марку стали, а еще через 20 минут – любую продукцию. Объем конвертора (160 тонн) позволяет выпускать эксклюзивную продукцию небольшими партиями»
Показатель проектной мощности комплекса (1,5 млн стали) уже побит — завод вышел на объем до 155 тыс. тонн проката в месяц, или 1,8 млн тонн продукции в год. Сейчас заказы на прокат из Тулы расписаны на 1,5 месяца вперед – немаловажную роль играет близость к Москве и удобное расположение региона в целом.
Современные системы и амбициозные проекты
Познакомились в минувшую пятницу тульские политики и со знаменитым резидентом индустриального парка «Узловая» автозаводом Haval. Участников поездки провели по цехам штамповки, сварки и сборки, а также показали тот самый капот Haval F7, на котором летом 2019 года оставили свои автографы президент России Владимир Путин и глава КНР Си Цзиньпин.
В частности, депутаты узнали, что для доставки огромного пресса была продолжена специальная дорога из аэродромных плит. На самом производстве внедрена специальная система «Андон», которая дает преставление о текущем состоянии хода производства, а также при необходимости создает визуальное и звуковое предупреждение о возникновении дефекта. Это один из главных инструментов в реализации принципа организации производства дзидока — остановка процесса ради улучшения качества. Крупные детали автомобилей сваривают роботы, они же вместе с сотрудниками завода проводят и контроль качества в специальных световых тоннелях.
Сейчас Haval в Тульской области ежедневно выпускает 80-85 автомобилей четырех моделей.
«Вскоре мы начинаем строительство цеха по производству двигателей рядом с заводом. Это увеличит и налоговые поступления, и количество рабочих мест. Недавно на автозаводе была введена вторая смена, благодаря чему мы наращиваем объемы производства. Также мы увеличиваем процент локализации, ища поставщиков в России»
Региональные власти максимально помогали при реализации проекта — вся инфраструктура была предоставлена нам правительством Тульской области, это и дороги, и газ, и электричество. В 2014 году, перед тем, как компания пришла в тульский регион, между правительством, Корпорацией развития и автомобильным концерном было подписано соглашение, дающее определенные преференции, в том числе, по налогу на прибыль», — отметил представитель Haval Иван Душкин.
По его словам, производство в период пандемии практически не пострадало — завод не работал всего одну неделю в начале весны.
«После того, как правительство Тульской области дало механизм восстановления производственных мощностей, мы им сразу воспользовались»
Заключительным этапом экскурсии на Haval стал настоящий тест-драйв на самых популярных автомобилях линейки.
Путешествие под землю
Заключительной точкой пятничного маршрута стал Новомосковск, где для депутатов и общественников организовали экскурсию в шахту компании «Кнауф» на глубину 130 метров.
По словам исполнительного директора компании Анатолия Макеева, производство ввели в эксплуатацию в далеком 2000-м году. Спустя несколько лет прошло техническое перевооружение шахты, также был запущен подземный поверхностный комплекс первой в мире вертикальной конвейерной установки. В 2011 году на основе государственно-частного партнерства были построены: новая железнодорожная станция, мост через реку Любовку, автодорога «Новомосковск – трасса «Дон». Кроме этого, тогда же были внедрены стандарты качества «Кнауф», в 2015 году – проект «Ценности «Кнауф».
Сейчас практически все цементные заводы в центральной части России закупают камень именно здесь.
«Мы также производим более 100 тыс. тонн готовой продукции — это машинные и ручные штукатурки, клей, шпаклевки и еще ряд других продуктов в зависимости от потребностей рынка», — рассказал технический директор предприятия Леонид Третьяков.
На заводе в Новомосковске работают 470 человек, 168 из них трудятся в шахте.
Прогуливаясь по территории завода, сложно представить, что в 130 метрах под землей есть беспроводная связь, и там свободно ездят самосвалы и работают современные машины для добычи камня. Сами шахтеры имеют специальные бейджи, которые показывают их расположение в диспетчерской. У самого диспетчера есть возможность сделать аварийный вызов сотрудника.
После депутаты посетили учебный центр компании, где познакомились с технологиями работы с продукцией компании.
Заместитель председателя Тульской городской Думы Алексей Ионов («Единая Россия»)
«Про эти объекты нам много рассказывали. Впечатления позитивные и очень эмоциональные. Это колоссальные объемы производства, развитая инфраструктура, множество рабочих мест. Кроме того, эти предприятия — одни из важнейших налогоплательщиков региона. Сейчас мы видим, что там работают специалисты со всей Тульской области, для которых представлены комфортные условия, в том числе, полный соцпакет.
Приятно видеть, что наш регион развивается и у нас есть такие крупные производства. Поездки такого рода достаточно систематические, и есть ряд мероприятий, на которые приглашают депутатский корпус — для того, чтобы было понимание, как развивается это направление. И такая информация может очень пригодиться на встречах с жителями»
Депутат Тульской областной Думы Илья Киндеев (ЛДПР)
«Эти поездки были инициированы губернатором Тульской области Алексеем Дюминым после встречи с политическими партиями. Тогда руководитель фракции ЛДПР Александр Балберов отметил, что было бы неплохо посетить производства ОЭЗ «Узловая», о которой мы так много слышим и в которую вкладывают огромные средства регионального бюджета.
Это уже вторая такая поездка, и неслучайно здесь собрались люди, которые напрямую работают с жителями. Лично мне многие увиденные процессы показались невероятными. Работа сотрудников на таких предприятиях производит очень сильное впечатление. Если позовут еще, буду тянуть руку в числе первых – это прекрасный опыт и новые знания»
Депутат Тульской областной Думы Сергей Гребенщиков («Справедливая Россия»)
«Мы часто слышим о том, что в развитие региона вкладывают миллиарды рублей, и такие поездки дают возможность увидеть, что происходит в Тульской области.
20 лет назад я уже спускался в шахту и, повторив это сейчас, увидел другой подход, другую технику, увидел, как развивается производство. Это порядка 650 километров выработок, передовая техника.
Мы посмотрели ОЭЗ «Узловая», которая у всех на устах, и сегодня мы видим, с какими технологиями к нам приходят иностранные инвесторы.
Мы увидели, как на древнейшем предприятии — «Тулачермете» — идет масштабная модернизация. Теперь, когда в Тульскую областную Думу выходит губернатор с предложениями развития того же бизнеса, мы можем понимать, почему мы должны его поддерживать и какие плюсы получат граждане»
Председатель регионального отделения партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» Владимир Ростовцев:
«На встрече с руководителями партий наш губернатор Алексей Дюмин поддержал идею познакомить политиков с экономикой области и с предприятиями, которые определяют наше будущее и наши перспективы в этом направлении.
Я в полном восторге и получил огромное удовольствие от поездки. Видно, что Тульская область не пропадет в это сложное время, и продолжит развиваться. Думаю, мы еще не раз съездим и на другие предприятия»