€ 00,00
$ 00,00
Тула 0 °C

В Одоеве прошел “Живой урок истории”

В Одоеве прошел “Живой урок истории”
Фото: год2020.рф
В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 2020 год был объявлен Годом памяти и славы. Именно к этому важному событию в Тульской области приурочили проект “Живой урок истории”

Организаторами “Живого урока истории” выступили министерство молодежной политики Тульской области и Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Тульской области. Проект стартовал открылся 3 сентября в Туле на Казанской набережной для почти пяти сотен школьников, а уже 1 октября прошел в Одоеве.

Корреспонденту “Тульской прессы” удалось пообщаться с председателем Совета ветеранов Одоевского района Ириной Мельниковой, играющей огромную роль в организации патриотических мероприятий в районе.

— Ирина Хамидовна, расскажите подробнее о том, как прошел “Живой урок истории” в Одоеве?

— 1 октября нашим одоевским школьникам представилась замечательная возможность принять участие в таком важном и интересном патриотическом мероприятии.

Главным гостем стал инвалид войны Николай Ильич Федин — один из последних оставшихся в живых ветеранов и который, к нашему огромному сожалению, на днях ушел из жизни. На “Живой урок истории” Николая Ильича привезли на настоящем автомобиле ГАЗ-67-Б 40-х годов выпуска. На площади его уже ждали школьники: когда машина подъехала, ребята в один миг окружили ее — и это было очень трогательно.

С приветственным словом выступил глава администрации Одоевского района Валерий Крупнин, председатель Общественного совета Борис Успенский, директор Регионального центра подготовки граждан РФ к военной службе и военно-патриотического воспитания Александр Дворников. Я рассказала о детях, которые воевали в Великую Отечественную войну наравне со взрослыми. Все вместе мы почтили минутой молчания тех, кто погиб на фронте, и тех героев, которых уже с нами рядом нет.

В торжественной обстановке здесь, на главной площади Одоева, восемь школьников приняли присягу и вступили в ряды юнармейцев.

Один из ключевых моментов “Живого урока” — это демонстрация образцов военной техники времен войны. Как отнеслись к этому ребята?
Цель урока — рассказать современным школьник о Великой Отечественной войне, о главных ее сражениях и героях, показать образцы военной техники и то, в каких условиях воевал наш народ.

На мероприятии работали несколько интерактивных площадок — «Военный госпиталь», «Семафорная азбука», «Выставка поискового движения», «Метание гранаты», «Оружие Победы», «Фотозона. Окоп» и «Историческая авторота». На каждой точке стоял взрослый, обязательно одетый в военную форму того времени.

По горящим глазам детей было видно, что им интересно слушать, смотреть, трогать своими руками настоящие раритеты. Где еще в Одоеве можно не только увидеть, но и потрогать оружие времен войны?! Или посидеть за рулём военных автомобилей ЗИС-5, “Виллис” и ГАЗ-67-Б? Ничто так больше не расскажет о судьбе воевавшего на фронте солдата…

Да и не только детям было интересно. Я, например, впервые в жизни подняла снайперскую винтовку и была поражена, насколько она тяжелая. Не представляю, как юные девушки таскали такую тяжесть в снег, дождь и слякоть! Да, действительно, какой сильный был наш народ.

— Цель проекта — это не только рассказать ребятам о Великой Отечественной войне, о ее событиях и героях, но и дать им прикоснуться к истории. Как вы считаете, насколько важно это для сегодняшних детей и подростков?

— Для нас, взрослых, важно сохранить память о войне, важно передать ее следующим поколениям. Конечно, мы регулярно ходим в школы, читаем лекции, рассказываем, делимся теми историями, которые в свое время нам рассказывали ветераны.

Но здесь, на “Живом уроке”, не просто рассказ о войне. Прикоснуться, увидеть своими глазами, почувствовать — это более наглядно, необычно и, в первую очередь, интересно для самих детей. Именно на таких уроках истории нужно воспитывать сегодняшнее поколение — и начинать следует с самых маленьких.

— Каждую семью в России затронула Великая Отечественная война. Знают ли нынешние дети историю своих семей? Как хранят память о своих героях?

— Подростки, да и ребятишки поменьше, охотно делятся историями своих семей. В сочинениях ко Дню Победы рассказывают про прадедушек и прабабушек, воевавших на фронте, кто застал их живыми — пишут, опираясь на воспоминания.

В Одоеве школьники всегда участвуют в патриотических акциях: на 9 мая встают вместе со взрослыми в Бессмертный полк, 22 июня, в День памяти и скорби, идут на возложение цветов к Вечному огню. За все время, что я работаю в Совете ветеранов — а работаю я здесь уже двадцать лет, ни разу не встречались ребята, которые оставались бы безучастными к истории Великой Отечественной войны.

— Ирина Хамидовна, раз мы заговорили о Дне Победы, то что для вас значит этот праздник?

— Мою семью, как и каждую в нашей стране, коснулась война. Шесть братьев моего отца были на фронте, один из них умер от боевых ранений через год после победы.

Я помню, что в моем детстве война не была такой далекой, она воспринималась, как что-то обыденное. Мы были еще совсем детьми, когда те, кто живым вернулся с фронта, были еще молодыми, обычными людьми среди нас.

В бараке, где жила моя семья, жил инвалид войны — мужчина, лишившийся ног в бою и потом до конца жизни передвигавшийся на коляске. Как только он выезжал на крыльцо, дети, среди которых была и я, бежали к нему, помогали спуститься, доехать до магазина.

Уже работая в районном Совете, я всегда с неподдельным интересом слушала воспоминания наших ветеранов. В Одоеве была такая Антонина Колосова, участница войны: в победном 45-м она дошла до Берлина и расписалась на стене Рейхстага.

Другая участница войны, Екатерина Дергышова могла по звуку определять — свой это самолет или вражеский, служила в разведке. Однажды я спросила у нее: “Что, если бы ты ошиблась?”, на что она ответила: “Тогда бы меня не было в живых”.

— Что лично для вас патриотизм? Как ему научить детей и можно ли вообще ему научить?

— Лично для меня патриотизм — это Родина.

Что касается детей, то я считаю, что можно и нужно прививать любовь к своей стране, к своей истории с самых ранних лет. Патриотизм идет из семьи — если старшие не чтут память своих предков, то что говорить о младших?!

Автор статьи
Ксения Малахова
Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.