Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Безотходное и безвредное. Как птицефабрика «Тульская» борется с неприятным запахом

Передовые технологии и биологические разработки самого крупного производителя куриных яиц в Тульской области

Жители населенных пунктов в Пролетарском округе Тулы заявили о пагубном влиянии местной птицефабрики. Среди жалоб — мухи, неожиданно появившиеся летом на дачах, несанкционированное складирование помета, куриных трупов и прочих отходов птицеводческого производства.

Отделяла мух от котлет и разбиралась в нюансах переработки помета на крупнейшей в регионе птицефабрике «Тульская пресса».

Стандартная практика

По словам коммерческого директора предприятия Георгия Ткаченко, все птицефабрики клеточного содержания [куры живут и несутся в клетках, стоящих в птичнике ярусами – прим. редакции] утилизируют помет по одной схеме — из клеток он поступает на ленту, где проходит химическую обработку: специальный состав убирает плохой запах и позволяет ускорить процесс высушивания. С ленты обработанный помет перемещается на транспортер, а оттуда — в грузовик, который вывозит его на поле, где специальная техника проводит переработку: обработанный биологическим препаратом, смешанный с соломой, избавленный от лишней влаги, он становится компостом.

«Такой принцип не регламентируется, но это общемировая практика. При этом порой уборка помета проводится только с самого нижнего яруса — у нас же вычищают каждый ярус, чтобы куры, живущие внизу, были такими же чистыми и ухоженными, как и те, что наверху.
Такая схема сбора помета применялась всегда, хотя обрабатывать помет специальным ускорителем биологических процессов мы начали сравнительно недавно», — объяснил Ткаченко.

Замыкается система во время посева пшеницы — компостом удобряются пшеничные поля, урожай с которых идет на корм курам.

Птичник без запаха?

Как оказалось, отсутствию запаха не только на территории предприятия, но и в самих птичниках, фабрика обязана специальному ускорителю. Известные газы — сероводород и тот же аммиак — неприятны не только для человеческого носа, но и вредны для самих кур: они вызывают раздражение в горле птиц — аппетит портится, а иммунитет падает. Кроме этого, концентрация аммиака в воздухе выше 20 мг/м3 вызывает стресс, является причиной респираторных заболеваний, снижая продуктивность или прирост веса, а высокая плотность посадки кур приводит к быстрому распространению болезней.

Иными словами, устранение неприятного аммиачного запаха в интересах, прежде всего, самой птицефабрики — больные куры яйца не несут.

Для того чтобы эффективно решить проблему, больше года назад «Тульская» птицефабрика начала пользоваться специальным ускорителем биологических процессов (УБП) ”Биус”, который устраняет запах аммиака и других вредных газов в цехах, при этом сохраняя защитные функции организма, что обеспечивает увеличение валовки и прирост веса.

«Препарат ”Биус”, ускоряет перепревание помета — в компост благодаря увеличению температуры — он быстрее сохнет. А за счет химических процессов и выделения азота в аммонийную форму, аммиак не выделяется в атмосферу — запаха почти нет. При этом УБП не содержит бактерии, безопасен и нетоксичен», — рассказал главный ветеринарный врач «Тульской» птицефабрики Александр Маленкин.

Концентрат УБП разводят в воде, а форсунка наносит раствор на помёт еще в птичнике.

«Вреда в данном случае никакого нет — продукт натурален и безвреден для человека и природы. Мы используем ”Биус” больше года, до этого применяли торфяной гумус и другие препараты с живыми бактериями, но эффект препарата самый лучший: практически сразу после применения запах уходит. Да, в процессе перепревания он, конечно, появляется, но не такой резкий, не такой аммиачный, больше похожий на запах сенажа», — объяснил Маленкин.

Альтернативы

Утилизировать куриный помет можно по-разному. Один из вариантов — перерабатывать отходы в биогаз, которым можно заправлять машины, однако подобная промышленная система крайне дорог, а ее эффективность пока не доказана. Еще куриный помет, за который в некоторых регионах готовы платить ради получения органических удобрений, можно просто сжигать — фактически вместе с деньгами, потраченными на покупку газа, что не очень хорошо отразится на балансе CO2 в природе.

Третий, самый очевидный способ — переработка в компост. Однако для того, чтобы полноценно заняться компостированием помета и начать использовать современную технику, птицефабрике нужно решить один принципиально важный вопрос.

Несовершенство системы

Специально для повышения эффективности переработки помета птицефабрика приобрела дорогое австрийское оборудование — оно ворошит отходы вместе с соломой и перерабатывает его в компост. Однако, как отмечает Георгий Ткаченко, именно здесь и начинаются сложности.

«Техника не может работать на голой земле, нужна ровная заасфальтированная или забетонированная площадка, в идеале, с навесом, чтобы осадки не мочили высушенный помет, сводя все усилия на нет. При этом капитальное строительство на землях сельскохозяйственного назначения невозможно по закону — необходим их перевод в другую, промышленную категорию. А это обязательные общественные слушания с участием жителей. И сейчас мы в сложной ситуации — наша площадка находится далеко от дороги, санитарно-защитная зона выдержана, населенные пункты расположены на расстоянии, но не получив одобрения местных жителей, мы встали в тупик», — сообщил коммерческий директор.

Ткаченко уточнил, что некоторые крупные сельскохозяйственные предприятия, работающие в стране уже несколько десятилетий, имеют необходимые промышленные площадки, «оставшиеся» еще со времен Советского Союза. Тем же, кому повезло меньше, остается только ждать и верить в изменение законодательства или искать обходные пути. Второй вариант «Тульская» птицефабрика не рассматривает, а потому предприятие рассчитывает, что со временем местные жители войдут в положение и поддержат предприятие на публичных слушаниях.

«Проблема в самой системе, регулирующей перевод земель из одной категории в другую, в этой части наше законодательство недоработано. Я могу понять людей, но, объективно, запах есть у любого предприятия агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство никогда не будет пахнуть розами, но при этом мы делаем все возможное, чтобы рядом с птицефабрикой было комфортно»

Жалобы на запах, по словам руководителя предприятия, начали поступать еще несколько лет назад, причем именно летом, а не весной или осенью, когда помет намокает куда чаще из-за дождей, и пахнет, соответственно, сильнее. Причину такого сезонного парадокса Ткаченко видит в самих заявителях — обращаются, в основном, москвичи, приезжающие в Тульскую область на дачу.

«Проверки на птицефабрике проводят регулярно. Так, недавно нам назначили штраф за то, что компост лежал на земле. Штраф мы заплатили, нарушение устранили. По последним жалобам на запах проверка была совсем недавно. Причем мы сами дополнительно заранее вызвали независимую лабораторию: специалисты замерили землю, взяли пробы воздуха. Нарушений эксперты не нашли. Сейчас ждем заключения природоохранной прокуратуры»

Кстати
Ежедневный падеж кур на птицефабрике оценивают в 480-500 голов. Представить, что творилось бы на полях вокруг предприятия, сваливай оно трупы просто так, несложно.
В действительности все куда проще — умерших птиц отправляют на специальный ветеринарно-санитарный утилизационный завод в Киреевском районе.

Проверка, выполненная независимой лабораторией завершена [заключение есть в распоряжении редакции]: ранее эксперты отобрали пробы азота диоксида, аммиака, дигидросульфида, формальдегида, метана и серы в 50 метрах от пометохранилища в деревне Бабанино, на участках в СНТ «Бабанино-2», у храма в поселке Молодежный и в деревнях Медведки и Медвенка. Во всех случаях показатели не превышают допустимые.

Будущее сельскохозяйственного гиганта

Сейчас «Тульская» птицефабрика — это территория в 50 гектаров, на которой расположены не только птичники, склады, лаборатории, инкубаторы, но и самый современный сортировочный цех в России, на который приезжают учиться и представители других фабрик.

Ежедневно живущие в 15 промышленных цехах куры несут порядка 1,2 млн яиц. Сейчас на территории строят новые большие птичники, которые заменят старые постройки, в будущем появятся новая дорога и собственная автозаправочная станция.

«Строительство планируем завершить до конца года, тогда же рассчитываем начать роботизацию — новый транспортер слишком мощный, люди уже не всегда справляются. При этом речи о сокращении штата нет — мы введем новые цеха, которые нужно будет обслуживать. Рабочий коллектив только расширится»

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний