Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Тульские памятники архитектуры, которые были безвозвратно утрачены в XXI веке

Фото: ИА "Тульская пресса"
Каждый год в России сносят несколько сотен ценных исторических зданий. Часть из них так и не признали памятниками и уничтожили, несмотря на протест градозащитников, а часть — незаконно разрушили. Собственники объектов культурного наследия отделываются штрафами или не получают наказания

20 февраля сильный пожар практически уничтожил здание бывшей самоварной фабрики братьев Шемариных на Комсомольской улице. Спасатели боролись с огнем несколько часов: в результате пожара выгорело целое крыло, сгорела и обрушилась кровля.

Здание бывшей самоварной фабрики Шемариных. Снято 24 февраля 2022 года

Несмотря на свою интересную историю, построенное на рубеже XIX и XX веков здание, памятником архитектуры не являлось. Значит, не находилось под охраной государства. Постройка почти пятнадцать лет заброшена, и еще до пожара разрушалась буквально на глазах. Сейчас здание фабрики может быть утрачено навсегда: не исключено, что собственники (муниципалитет) решат снести никому не нужное строение. А ведь вместе с ним будет уничтожена часть истории Тулы самоварной.

Тульский краевед Сергей Демидов считает, что проблема уничтожения старых исторических построек в нашем городе стоит достаточно остро. «Даже объекты культурного наследия (ОКН), охраняемые законом, фактически оказываются беззащитными от возможного сноса.

В Туле нет ни одного случая, когда виновные в уничтожении памятников архитектуры понесли бы хотя формальное наказание, — это очень характерно.

Еще острее стоит вопрос с теми объектами, которым в свое время было отказано во включении в государственный реестр. Их можно снести, не задумываясь. И ничего никому не будет. Свои отказы инспекция по охране объектов культурного наследия аргументирует балльной системой (на мой взгляд, совершенно абсурдной), по которой для получения охранного статуса объекту нужно набрать сто баллов.

Все перечисленные ниже здания находились в аварийном и руинированном состоянии, что и привело к их сносу. Хочу отметить, что аварийность здания или невозможность проживания в нем совсем не означает, что нужно его сносить. Если объект имеет историко-культурную ценность (а у памятников архитектуры она уже подтверждена), то расселив жильцов, здание нужно приводить в порядок и искать для него возможности нового использования.

Но, конечно, дешевле и проще здание снести. Хотя, кроме экономических критериев, должны работать и критерии гуманитарного характера. Если мы говорим о развитии туризма, повышении туристической привлекательности города, то очень странно игнорировать роль исторических строений.

Никому даже не приходит в голову, например, не строить в историческом центре новые гостиницы, а реконструировать старые здания и размещать в них небольшие гостевые дома. Сохранение памятников архитектуры определяется не только туризмом — они также важны и для жителей города. Это воспитание в нас патриотизма, любви к родному городу. В Туле сейчас этого не хватает.

Незнание истории родного города, его зданий теми, кто сейчас проектирует дома, общественные пространства, занимается благоустройством — это еще одна проблема. Поэтому нам срочно требуется база данных о тульских исторических строениях и объектах градостроительной структуры города. Чтобы, прежде, чем подгонять к старому дому экскаватор, знать, что это за здание, какова его архитектурно-художественная и градостроительная ценность, чем оно интересно и важно в истории города».

За двадцать лет в Туле были уничтожены сотни исторических зданий, в их числе — признанные памятники архитектуры. Их не спас даже охранный статус: а виновные в их уничтожении так и не были наказаны. Вместе с Сергеем Демидовым «Тульская пресса» подготовила подборку исторических зданий, которые были утрачены туляками за последние двадцать лет.

В нашем списке пять объектов культурного значения, когда-то расположенных в Туле — и мы рассказываем о каждом из них: как они выглядели, кто в них жил и что (а может и кто) стало причиной их уничтожения. 

Жилой дом на улице Свободы, 55

Фотография Александра Наумова, сделана в 80-е годы/»Тула ушедшего века»

Деревянный дом на кирпичном фундаменте (кон. XIX — нач. XX вв.) был построен в духе позднего классицизма и представлял собой один из интереснейших образцов тульского зодчества. Следуя архитектурной моде того времени, деревянный сруб был обшит калеванными досками, а на углах его были широкие лопатки. Интерес представляли и двухстворчатые ставни с рамочными наличниками.

Памятником архитектуры жилой дом признали еще в 1991 году. Вместе с соседними домами он формировал деревянную застройку участка по Ново-Дворянской улице (Николаевской) и создавал историко-культурную целостность этого района.

Этот дом был жилым, но долгое время не ремонтировался. Поэтому к 2004 году он находился уже в достаточно неудовлетворительном состоянии. Хотя эксперты, осматривавшие памятник архитектуры в 2008 году, отмечали, что в доме на тот момент сохранилась объемно-пространственная структура и подлинные фасадные элементы. Правда, как ни печально это признавать, сохранением дома не занимались.

В 2019 году место, где находился дом, выглядело так/»Гугл Карты»

В 2008 году рядом с памятником архитектуры началось строительство многоквартирного дома.

«Старое строение во время работ был разобран до фундамента без какого-либо согласования с инспекцией по охране ОКН и с грубыми, как считают сейчас эксперты, нарушениями законодательства», — говорит Сергей Демидов.

Памятник архитектуры был полностью утрачен к 2012 году. Исследований для определения возможности воссоздания дома не проводилось.

Дом на пересечении улиц Колетвинова и М. Смирнова

Пересечение улиц Колетвинова и М. Смирнова/»Тула ушедшего века»

В документах инспекции по охране объектов культурного наследия двухэтажный дом описан как полностью деревянный, однако, судя по старым фотографиям, деревянным был лишь верхний этаж, водруженный на каменный. На втором этаже были пилястры, а над входом в дом был обустроен металлический зонт. Объем был завершен вальмовой кровлей.

Такие деревянные дома были широко распространены в этом районе города в середине XIX века и весьма характерны для тульского купечества средней руки и богатых мещан. Исследователи охарактеризовали их стиль как деревянный классицизм (основные объемы и планировка подобных домов подражали каменным зданиям в стиле классицизма). В 1851 году к дому была пристроена двухэтажная каменная галерея.

Дом принадлежал тульским купцам Ивану и Петру Матвеевичам Балашевым — владельцам тульской самоварной фабрики, выпускавшей лучшие в городе томпаковые самовары.

Объектом культурного наследия дом стал в 1991 году, хотя был расселен еще в середине 80-х. Деревянное строение не ремонтировалось годами, и к 2004 году было полностью утрачено. Причина была установлена экспертами: «Преднамеренное разрушение с помощью технических средств».

«Как и в предыдущем случае, власти бездействовали и виновный в разрушении памятника архитектуры наказан не был», — сетует краевед.

Городская усадьба на пересечении улиц Оборонной и П. Алексеева

Часть усадьбы Аникеевых со стороны улицы Оборонная (так она выглядела в 2012 году)/»Гугл Карты»

Большая тульская городская усадьба, построенная на рубеже XIX и XX веков, принадлежала купцам Аникеевым. На территории находились три дома, расположенных по красной линии улицы и хозяйственная постройка в глубине двора, в западной части — находился сад. Строения усадьбы представляли собой единый ансамбль, который играл существенную роль в формировании исторической деревянной застройки по улице Воронежской (ныне  — Оборонной) и квартала в целом.

Усадьба находилась напротив Храм Двенадцати Апостолов. Главный дом представлял собой одноэтажное деревянное строение на каменном цоколе, обшитом деревянными досками. Здесь были наличники со ступенчатыми профилированными сандриками, кронштейны с прорезным орнаментом и резные подзоры на венчающем карнизе, на главном фасаде — имелись двухстворчатые филенчатые двери. Рядом находилось еще одно здание, вытянутое по улице П. Алексеева, с торговой лавкой внутри.

Третье строение являлось флигелем. Архитектура во многом повторяла форму главного дома — та же резьба на фасаде, те же орнаменты, однако здесь дверь была одностворчатая. Сергей Демидов считает, что флигель использовался как доходный дом.

В 1991 году усадьба стала объектом культурного наследия и была включена в охранную зону. Несмотря на статус строения постепенно разрушались: например, к началу нулевых лавка уже была в весьма плачевном состоянии.

В 2008 году встал вопрос об исключении объекта из реестра ОКН. Через десять лет специалисты отметили значение данной усадьбы для формирования исторического облика квартала, а также сохранность ее планировочной структуры, и высказывались против ее исключения из реестра. Более того, порекомендовали установить охранные границы. Правда, от сноса усадьбу это не спасло — к 2020 году она была полностью утрачена.

Жилой дом купца Богородицкого на улице Пирогова, 18-а

Объектом культурного наследия была признана единственная постройка существовавшей здесь в XIX веке городской усадьбы, которой владел тульский купец Андрей Максимович Богородицкий. Это был двухэтажный кирпичный дом, вытянутый внутрь двора и торцом расположенный к улице — флигель. Любопытен тот факт, что фундамент для него остался еще от постройки XVIII века.

Ближе к XX веку флигель перестроили и расширили. К этому времени он стал единственным сохранившемся строением усадьбы Богородицкого.

Здание справа указано в документах как «Жилой дом купца Богородицкого А.М.», однако по сути оно является новостроем

Дом получил охранный статус в 1991 году, но в 2004 году был снесен новым собственником. Тот, правда, через время заявил, что восстановил здание, однако в реальности все было не так. Эксперты пришли к выводу, что новострой не соответствует формам и размерам утраченного памятника архитектуры и не стали признавать его как восстановленный объект.

«Его сооружение (новостроя, уточн. редакции) осуществлялось без должного изучения архивных документов и предварительных археологических работ. В результате был утрачен археологический культурный слой на данном участке», — подчеркивает Сергей Демидов.

Двухэтажный дом на улице Ф. Энгельса, 63

Этот дом на бывшей улице Петровской был двухэтажным: первый этаж был каменным, а второй — деревянным. По углам основного объема были использованы плоскостные пилястры, оконные наличники — рамочные деревянные. Главный вход располагался в его правой части, что свидетельствовало о коридорной внутренней планировке дома.

Он представлял собой интересный образец сравнительно большого жилого дома второй половины XIX века. Такие дома в Туле часто использовались для сдачи жилья в найм.

Здание некогда принадлежало представителю старинного тульского дворянского рода Николаю Петровичу Ивашкину — сыну участника Отечественной войны 1812 года, ротмистра Петра Алексеевича Ивашкина (в документах инспекции по охране ОКН указан как «Жилой дом И.П. Ивушкина», прим. редакции). Ивашкины в Тульской губернии были известны еще и тем, что с конца XVI века владели селом Горелки.

В 1991 году дом стал объектом культурного наследия и был включен в охранную зону данного района. Во второй половине XX века дом, который уже начинал разрушаться, использовался под жилые квартиры. Некоторое время после расселения строение стояло огороженным, но никаких мер по его восстановлению не принималось. Хотя обращения градозащитников и краеведов поступали в городскую администрацию неоднократно.

Место, указанное на карте как ул. Фридриха Энгельса, 63 (2016 год)/»Гугл Карты»

Уже к 2008 году памятник архитектуры был утрачен окончательно, а на его месте быстро возвели многоэтажный дом. Виновных в умышленном уничтожении объекта не нашли и не наказали. Сергей Демидов подчеркивает, что возможность его воссоздания даже не рассматривалась: «Крайне удивляет утверждение в акте инспекции об отсутствии исторической, эстетической, архитектурной и градостроительной ценности дома и архивных документов. Дом никогда не изучался и не оценивался экспертами».

Комментарии для сайта Cackle
Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.