Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

В сентябре в Тульской области исчезнет доступное такси

Фото: gr-news.ru
В сентябре в Тульской области может исчезнуть привычная отрасль такси

20 апреля в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Тульской области обсудили трудности исполнения в регионе нового закона о такси (№ 580-ФЗ) и легализации самозанятых водителей.
В совещании участвовали представители Объединения самозанятых России, Общественного совета по развитию такси, регионального отделения «Опоры России», Минтранса России, крупнейших агрегаторов такси – «Максим» и «Яндекс Go», индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Тульской области.

«С сентября отрасль такси в привычном для нас формате может исчезнуть. Приложения для заказа такси в смартфоне могут перестать работать. Десятки тысяч пассажиров не смогут привычным образом добраться до работы или отвезти детей в школу. Тысячи тульских водителей такси могут остаться без заработка. Органы власти в Туле так же, как и участники рынка, понимают, что есть объективно неисполнимые требования к перевозчикам в новом законе. Никто уже не оспаривал наши доводы, ситуация тупиковая для всех», — сообщил по итогам совещания президент Объединения самозанятых России Игорь Жмакин.

Некуда идти за медосмотрами

Новый закон о такси, наконец-то, признал самозанятых водителей в отрасли. Это единственный позитивный момент. В сентябре 2023 года самозанятым без регистрации ИП впервые будет предоставлено право получать разрешение на легальную работу в такси. Несмотря на революционность нормы, она лишь констатирует давно сложившуюся экономическую действительность — до 100% перевозок пассажиров и багажа легковым такси выполняют фактически самозанятые водители.
Однако закон обязует самозанятых водителей проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, а также проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, используемого в качестве легкового такси. К физлицам с личными автомобилями предъявили такие же требования, как к советским государственным таксомоторным предприятиям 1970-х годов!

Согласно исследованию Объединения самозанятых России (ОСР), только в городе Туле на пиках спроса работает около 3000 водителей такси, в области еще не менее 1000. При этом в регионе лишь единичные лицензированные пункты могут проводить предрейсовые медосмотры, круглосуточных почти нет!

По мнению перевозчиков, пропускной способности медпунктов катастрофически не хватит на многотысячную армию самозанятых, которая будет вынуждена обратиться за их услугами 1 сентября, когда начнет действовать новый закон о такси. При средней продолжительности одного медосмотра в 10-15 минут тульские водители ежедневно будут вставать в очередь длительностью 170 часов — семь суток! И не зарабатывать при этом ничего.
Обрушенная на медиков нагрузка поставит их перед выбором — принимать больных или всем штатом измерять давление у водителей. С пунктами предрейсовых технических осмотров автомобилей такси, по данным ОСР, ситуация не лучше.


Фото: vk.com. Уже в ближайшем будущем нас ждут толпы ожидающих такси на вокзалах и в аэропортах

Чья ответственность?

Почему обеспечение исполнения нового закона о такси возложено на региональные органы государственной власти? В документе прямо прописан региональный принцип регулирования такси. И в соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится организация транспортного обслуживания населения, а также создание условий для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Очевидно, что к сентябрю создать условия, которые требует новый закон о такси, невозможно.

Без ежедневных медосмотров и техосмотров работа водителей такси будет нелегальной. На весь регион может остаться несколько десятков водителей с разрешением на деятельность такси. Цена поездки вырастет в 10-15 раз, ожидание автомобиля увеличится до нескольких часов или дней, как было в советское время. Агрегаторы такси не смогут продолжать бизнес с таким мизерным объемом перевозок, их модель рассчитана на массовость услуги. А без договора с агрегатором по закону самозанятый теряет право работать.

ОСАГО в такси недоступно

Отдельного обсуждения заслужила проблема ОСАГО на автомобили такси. Как прозвучало на совещании, его стоимость достигает всего заработка водителя за два-три месяца! При этом страховые компании находят причины отказывать в страховании такси и хотят еще повысить тариф. Из-за этого водители ездят с обычным ОСАГО и рискуют вообще не получить возмещения при ДТП.
Между тем, с сентября без специального ОСАГО самозанятые перевозчики не смогут внести свой автомобиль в региональный реестр такси и получить разрешение на работу. Агрегаторы не рискнут с такими сотрудничать. За передачу заказов нелегалам сайты и приложения агрегаторов теперь будут блокировать.
Общественные организации таксистов настаивают, что высокая аварийность такси — это миф. Десятилетие неактуального регулирования отрасли, когда даже старейшие перевозчики стали массового аннулировать свои разрешения и работать нелегально, привело к огромному искажению учета. У МВД и страховых компаний в принципе отсутствует достоверная статистика аварийности такси. Статистика же участников рынка показывает, что самозанятые водители на личных автомобилях являются самыми безопасными перевозчиками в отрасли такси — на сотни миллионов перевозок единичные случаи ДТП с пострадавшими. Причем в двух третях случаев виновны другие участники дорожного движения и состояние дорог. ОСАГО для самозанятых не может быть дороже стандартной автогражданки.

«Хватит уже демагогии про безопасность. Такси — безопасная услуга. Автобусы зарегулированы и законтролированы до предела, а аварийность и пострадавших там более чем. Не будет такси, станет безопаснее? Еще хуже станет. Давайте говорить честно, предрейсовые медосмотры и техосмотры в такси уже десятки лет существуют только на бумаге. Проводить их некому, негде, и денег для этого ни у кого нет. Во всех регионах никто не понимает, как исполнять невыполнимые требования. Мы обратились в Минтранс России по этой проблеме и ожидаем поддержки, иначе в сентябре отрасль такси просто встанет. Наша общая задача с региональными органами власти сохранить такси и заработки водителей, не допустить массовой безработицы и социального напряжения», — считает президент ОСР Игорь Жмакин.

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний