Тамара Бортникова о "пряничном домике" и "Битве за Тулу": Тула – моя любовь!

Тамара Бортникова о "пряничном домике" и "Битве за Тулу": Тула – моя любовь!

Экс-директор тульского госцирка Тамара Бортникова в большом интервью ИА «Уралинформбюро» рассказала о своей работе в городе оружейников и интересных мероприятиях, в том числе, и серии турниров по ММА «Битва за Тулу».

«Тульская пресса» писала, что Бортников сейчас возглавляет цирк в Екатеринбурге.

Предлагаем фрагменты интервью уральскому изданию.

… Ее позиционируют как антикризисного менеджера, ранее устроившего перезапуск двум площадкам «Росгосцирка» в Туле и Рязани. Хотя изначально к цирку она не имела никакого отношения. «Уралинформбюро», среди прочих в Екатеринбурге, ждет, что же будет на местной цирковой арене в перспективе.

– Тамара Сергеевна, вы несколько лет назад пришли в закрытый и самодостаточный мир цирка, где династии и все такое. Как вас приняли?

– По поводу закрытости – это стереотип, который уже несколько устарел. Цирк так же открыт, как и весь остальной мир. Хорошие люди есть везде, а где люди хорошие, там и принимают с любовью. Бесспорно, уважение и доверие необходимо заслужить, но в цирке это несколько проще решается. Артисты – люди творческие, эмоциональные. Иногда, если они видят, что ты действительно неравнодушен к их проблеме, помогаешь, беспокоишься, могут ворваться в кабинет, обнять, расцеловать, похвалить. Как тут не постараться?

Могу точно сказать, что артисты, которые за последние два года побывали в Туле или Рязани, были окружены вниманием и заботой всех сотрудников цирка, не было ни одного вопроса, который остался нерешенным. А отдача выступающих на манеже всегда пропорциональна тому, насколько хорошо и доброжелательно их встречают в городе гастролей. Коллектив любого цирка – это основа успеха деятельности предприятия, основа успеха руководителя. Не сомневаюсь, и здесь, в Екатеринбурге, у нас всё получится.

– То есть сейчас перед вами стоит задача создать свою dream team?

– Компания «Росгосцирк» – самая большая цирковая компания в мире. Это и есть команда мечты! Только здесь вы можете встретить артистов, которые десятилетиями от поколения в поколение передают свои знания, опыт, традиции цирка детям, внукам. Всей семьей выходят на манеж, а рядом с ними – тот, кто только вчера окончил цирковое училище. Он тоже станет здесь своим, и ему также передадут знания, любовь и строгие правила цирка. Так было и со мной. Тульский коллектив, очень преданные цирку люди, всегда помогали и поддерживали меня, именно поэтому у нас всё получилось.

В Рязани была своя история. После капитального ремонта там полностью формировался новый штат цирка, но за год мы стали командой. В Екатеринбурге же – слаженный и давно работающий коллектив. Люди преданы цирку, своей работе, но это совсем не значит, что в таком коллективе нет места молодым профессионалам.

Мы уже в поиске таких людей. Например, вчера познакомились с руководством Свердловского колледжа искусств и культуры, где на цирковом отделении учатся 40 студентов. Уверена, нам есть о чем поговорить с ними. Свежие идеи, новые планы – это всегда интересно. Новых историй ждут и наши зрители, они – тоже наша команда. Порой, замечание, просьба ребенка или мамы – лучшая помощь в деле создания комфорта и хорошего впечатления о цирке.

– Это интрига для Екатеринбурга – что будет с цирком после вашего прихода. Вы, как можно прочесть в интернете, поднимали цирки в Туле и Рязани…

– Это очень громко сказано. Я пришла в цирк с огромным интересом и желанием работать. В цирке праздник не каждый день, всегда есть обычные задачи руководителя, планирование, работа с документами, согласования и отчеты. Но вместе с тем тут и огромный потенциал для воплощения идей – только успевай делать.

В Туле и Рязани нам удалось найти подход к зрителю, реализовать новые формы событий в цирке, которые стали интересны и востребованы. Большое спасибо надо сказать руководству нашей компании, которое поддерживало иногда очень необычные идеи, но от этого все стороны только выигрывали.

Так, например, родилась идея проведения в цирке ММА – шоу «Битва за Тулу», которое с большим успехом трижды за год мы провели на манеже. Кроме того, в прошлом году Тула была новогодней столицей России, и нам пришла идея установить рекорд по самому большому хороводу со слонами. Когда ходят по манежу, они держатся за хвостики, а мы держались за руки и ходили вокруг ёлки на площади перед цирком. Получилось здорово!

Проект «Доктор цирк» для особенных детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе, и вовсе стал доброй традицией наших цирков. Камерное общение ребенка с пушистыми артистами неизменно вызывает восторг и дарит море положительных эмоций.

Иногда сами артисты дарят идеи. Например, в Рязани летом работали канатоходцы Гаджикурбановы. Под их чутким руководством дети до 10 лет после представления могли пройти по канату, а мамы сфотографировать их восторг. Было огромное количество желающих.

Люблю концерты в цирке, когда приезжают звезды, у всех предвкушение праздника, все делают снимки… Словом, управление цирком – это творческий процесс и кропотливый труд, но всегда благодарный. Зрители всегда будут возвращаться туда, где их ждут с уважением и любовью.

– И они будут приносить деньги…

– Это, бесспорно, важно.

Однако цирк возвращает в душу радость, если вдруг ее нет. Если она есть, он ее умножит. Приобщение зрителя к культуре посещения цирка, рождение в каждом желания снова и снова приходить туда всей семьей, удивляться и восхищаться – это то самое, что помогает появиться семейным ценностям и традициям, которые каждого из нас делают немного счастливее.

– Звучало, что в Екатеринбурге по 100–200 человек порой собирается на представление. Это в зале на 2 500 мест. В Туле и Рязани у вас получились аншлаги?

– В целом год был очень хороший, но в новогодние праздники и в Туле, и в Рязани новогодние представления прошли аншлагами. В Туле был побит абсолютный рекорд – 56 тысяч зрителей на зал в 1 800 человек, у нас было тридцать два аншлага!

Тула – это, вообще, моя любовь, мой первый цирк. Город – очень цирковой. Так исторически сложилось, что в советские годы многим артистам здесь давали жилье и многие из них остались в этом городе. Культура почитания циркового искусства в Туле – на высшем уровне. В городе очень любят цирк, но по тем же причинам там очень требовательный зритель. То же самое можно сказать о Екатеринбурге.

– С этим как раз был связан вопрос. Ситуация в нашем цирке сложная. Зрителей мало, а конкуренция, в отличие от той же Тулы, огромная – одних театров только около десятка, детских развлечений – масса…

– Да! И это вызов для любого руководителя. Когда задача сложная, это всегда интересно. Меня это заставляет мобилизоваться. Много уже сделано, наработано. Можно было бы подумать, что ты приходишь в новый цирк и делаешь что всегда. Совсем нет. Так не получится. Здесь нужно сделать на 1 000% больше.

К тому же оба цирка – в Туле и Рязани – были новые. И если тульский очень компактный, кругленький, похож на елочную игрушку…

– Пряничный домик…

– Да, такой тульский цирковой пряничный домик, то в Рязани цирк больше, там здание – мраморный дворец, с красивой деревянной отделкой… И атмосферу, которая в Туле уже присутствовала, в Рязанском новом цирке нужно было создавать шаг за шагом.

Напомним, Тамара Бортникова стала участницей итогового рейтинга ИА «Тульская пресса» — «Тульская могучая сотня». Она заняла в нем 71-е место.

Загрузка...
Ваш вопрос
Отправить
Спасибо!
Ваше обращение
было отправлено.